Что такое hi-fi? часть 2. post-ссср

      Комментарии к записи Что такое hi-fi? часть 2. post-ссср отключены
  • Андрей Москалец
  • http://keddr.com/

В предыдущей части мы затронули историю становления Hi-Fi, докопались до корней распространенных заблуждений и обозначили предстоящее направление этого цикла статей. Сейчас поболтаем о текущей ситуации в области качественного аудио на просторах СНГ и ее истоках.

Ранние 1990-е. Кассеты, Дикий Запад “и пиратство”

Отгремела Перестройка, победила Народовластие и воцарилась полная Гласность. Накрылся бронзовым тазом Нерушимый. Границы прекратили быть чем-то непреодолимым. Родителям больше не требуется было для выезда за границу с ребенком брать справку, что тот не был в германском плену. А на просторы бывшего Великого и Могучего хлынули цунами всевозможных б/у-шных и не весьма ПК, магнитол и музыкальных центров всех размеров и форм.

Предприимчивые коммерсанты тащили ко мне все. И все тут на ура покупалось. Так начинались лихие 90-е.

Времена электронного “Дикого Запада” на просторах СНГ.

В музыкальной сфере дела обстояли очень экзотично. Прилавки с огромной россыпью кассет с сборниками и альбомами всех жанров и направлений маячили на каждом углу. Эти кассеты, не заботясь об авторских правах и по большому счету каком-либо соблюдении законов, штамповали все, кому было не лень и у кого была нужная для этого аппаратура. В большинстве случаев, это были пиратские рипы с CD-дисков.

Так как неожиданно и массово обнищавший народ еще не дорос до приобретения CD-проигрывателей. Последние в те дни были роскошью и ценились многими кроме того больше, чем видеомагнитофон :).

Что такое hi-fi? часть 2. post-ссср

Кассетные плееры, двухкассетные магнитофоны, разрешающие копировать дома забранную у приятеля кассету, – вот атрибуты того времени. Шиком считались плееры Walkman с заветным тумблером басов и автореверсом. А музыкальные центры являлись для многих по большому счету пределом мечтаний.

Особняком от общей тусовки держались любители винила. Они обычно ограничивались мало обновленной продукцией той самой компании “Мелодия”, неспешно, но с уверенностью входившей в цифровую эру и модернизирующей производство. Но иногда и за сумасшедшие деньги возможно было дотянуться винилы западных и японских лейблов.

Слушалось все это на ветхих советских “Вегах”, “Арктурах” и т.д. Элитой считались редкие обладатели приобретённых на барахолках Германии “Telephunken”-ов и “Grundig”-ов.

Любой собирал собственную совокупность из того, что возможно было дотянуться. “Мы развлекались как имели возможность” ©. Ни о каком верном и выверенном подборе компонентов тогда никто еще толком не думал. Часто в одной совокупности возможно было заметить виниловый прогрыватель Grundig, самодельные колонки либо же переделанные S-90 и усилитель “Прибой”. Либо же какой-то непонятный самодельный агрегат.

Мы не думали о Hi-Fi и достижении точного звучания. Мы от огромного количества запретной ранее музыки, хлынувшей в отечественные уши со всех сторон. Из каждого утюга и китайского кассетного плеера ужасающего качества звучали Roxette, Enigma и Майкл Джексон вперемешку с роком и полностью новым для отечественного брата на то время hip-hop-ом. Все слушали полностью всё.

Легко вследствие того что стало возможно.

Отсутствие денег у населения и тяга ко всему тому, что 70 лет было нельзя, а тут внезапно стало возможно, перевоплотили СНГ в наибольший центр аудио- и видео-пиратства. Все копировали всё, что имели возможность. Никто не беспокоился не то что о законах, но кроме того о качестве этих самых копий.

Была музыка. Мы от того, что принес нам тот самый wind of change ©. Hi-Fi все еще не было. Он не был нам нужен.

Вторая добрая половина 90-х. CD, Пиратство и… компьютеры!

К середине 90-х годов у многих двухкассетные магнитофоны сменились музыкальными центрами со встроенными проигрывателями CD. Walkman-ы начали уступать место заморской диковине – Diskman-ам. “Мальчики-мажоры” начали щеголять экзотикой – минидисковыми плеерами. Кассеты неспешно сдавали позиции. На “диких” раскладках чаще оказались пиратские CD.

Столичные “бояре на Тойотах”© начали издавать русские версии Playboy и Vogue ©. Это событие дало огромный толчек формированию отечественной периодики. Как грибы по окончании дождя стали появляться русскоязычные предположения T3, WhatHi-Fi и других аудио- и других околотехнических изданий. Непременно, они нашли собственную целевую аудиторию. Но все равно в массовой культуре качеству звучания так же, как и прежде уделялся минимум внимания. Не шипит? Не хрипит?

Играется разборчиво? Ок! И без того отправится!

Мы развлекались как имели возможность. 95-й год ознаменовал собой очередную революцию. С выходом Windows 95 ПК прекратили быть для народа чем-то ужасным, непостижимым и понятным лишь избранным. Клавиатура, мышь, иконки и “окна” начали собственный победное шествие по квартирам и домам отечественных соотечественников. Очевидно, и Windows, и Office, и все приложения и игры были пиратскими. Отечественный народ уже привык не платить за то, что нельзя потрогать руками.

Другими словами за интеллектуальную собственность. Пиратский видео- и аудио-рынок сыграл в этом главенствующую роль. Масла в пламя подливали невменяемые в то время для отечественного брата цены на лицензионные программные продукты.

В этот самый момент неожиданно оказалось, что эта загадочная железяка называющиеся ПК способна поменять всё. Она может играться музыку при помощи программного проигрывателя, CD-ROM-а и какой-либо звуковой платы. В 99,9% случаев это были Creative Sound Blaster. Музыку пробовали слушать на страшненьких noname-овских активных колоночках. Ценой $5-10. Пластмассовых, хрипящих на громадной громкости и не талантливых воспроизводить басы.

Но нам было полностью наплевать на уровень качества звука. Основное – оно игралось! “Гики” тех лет пробовали подключать к своим на данный момент Blaster-ам отцовские усилители “Бриг”, “Прибой” либо прасти-госпади “Трембита”. А к этим усилителям уже с блеском и шиком цеплялись те самые бессмертные S-90.

Именно это и было первыми звоночками становления компьютерного Hi-Fi на просторах СНГ. Простое желание “сделать погромче” стало причиной тому, что люди случайно открыли для себя принципиально второе уровень качества звука. Но пока это носило темперамент единичных случаев и никак не оказывало влияние на неспециализированное положение дел.

Одновременно с этим “андеграунд” true Hi-Fi уже начал зарождаться. Мы обучились собирать толковые совокупности для проигрывания качественных CD и винила. Мы просматривали профильную прессу и книги.

Мы добывали нужную технику где и как имели возможность. И уже начинали осознавать, что же такое по-настоящему хороший звук. Для многих уже тогда винтажные колонки Kenwood либо Sansui, виниловые проигрыватели Technics и CD-деки Philips в паре с усилителями Marantz стали пропуском в совсем второй мир.

Но нас так же, как и прежде были единицы.

Нулевые. MP3, Intenet, WinAmp, первые смартфоны, lossless и… Пиратство 🙂

Компьютеризация шагала по СНГ темпами, которым имела возможность позавидовать кроме того “лампочка Ильича”. Кроме уже привычным всем CD показались диковины – DVD-аудио и субформат SACD. Этьи диски были дороже. Пиратские копии были нерентабельны.

А аппаратура чтобы услышать отличие в качестве если сравнивать с теми же CD стоила сумасшедших для отечественного брата денег. Потому эти новинки так и повисли в воздухе, не став кому-либо по-настоящему нужными.

Настоящая революция пришла вместе с распространением формата MP3. Днем ранее забитые пиратскими CD раскладки массово переключались на продажу самопальных дисков класса “все альбомы” © какого-либо исполнителя. Обычно это были пережатые в MP3 128 Кб/с пиратские рипы с CD. Да, уровень качества было страшным. Но пипл хавал.

Так как сейчас возможно было заплатить за один пиратский диск вместо десятка. А аппаратура большинства просто не позволяла услышать отличие в качестве с CD. Так как те самые плстиковые активные китайские “пищалки” за $5 до сих пор оставались “народным” выбором.

Главным проигрывателем СНГ был WinAmp. Основным источником музыки были стихийные рынки. Но Internet и всяческие файлохранилища уже начинали наступать им на пятки.

Распространение широкополосного Internet-а стало негромко, но с уверенностью убивать кроме того пиратский аудио-рынок.  Народ определил новое слово – торренты.

Портативные CD-плееры у многих сменились на китайские MP3-проигрыватели. Ко второй половине нулевых они продавались, что именуется, по пучку на рубль. С качественным звуком это, очевидно, не имело ничего общего.

Но разрешало отечественным неискушенным в аудио соотечественникам тягать с собой сотню-вторую треков.

У мажоров примера нулевых начали появляться плееры iPod. Они были дико дорогой и непонятной для многих невидалью. Потому воспринимались не просто как еще один проигрыватель.

А как некоторый атрибут элитарной, прекрасной жизни.

В список аудио-гаджетов стали добавляться смартфоны. Все началось с Nokia и той самой ОС Симбиан. Эстафету скоро подхватили Сони Ericsson. Особняком держались разнообразные коммуникаторы и КПК на платформе Win Mobile.

Мир неспешно “мобилизировался”. Узкоспециализированные устройства уступали место smart-ответам. И для большинства переломным стал момент выхода iPhone.

Сейчас вместо телефона, плеера, КПК и кучи вторых гаджетов с собой возможно было носить одно устройство. И ничего не терять в удобстве. Борьба не вынудила себя продолжительно ожидать.

И альтернатива в лице Android сделала этот класс техники дешёвым всем. Однако кредитный iPhone и диета из доширака стали характерным атрибутом отечественного социума. Но это уже совсем вторая история.

Начиная с появления iPod Classic, iPhone и Android-смартфонов портативное аудио близко приблизилось к Hi-Fi. Главным причиной стала помощь этими устройствами lossless-форматов аудио. В отличие от “народных” MP3 эти форматы предлагали уже совсем второй уровень качества звука.

Но в этот самый момент не обошлось без пиратства. На торрентах начали появляться lossless-рипы с CD и винилов. Потрекованные, со вшитой лирикой и каверами. Либо же легко образы с .cue файлами.

Монетизация пиратского рынка перешла в Internet-плоскость.

Hi-Fi-андеграунд к концу нулевых уже полностью оценил возможности ПК в качестве платформы для построения домашней музыкальной совокупности. Lossless-форматы (FLAC и ALAC), подстегиваемые все ростущими количествами дисковых накопителей, прочно закрепились в качестве главного музыкального контента. Смартфоны с помощью lossless стали неизменными спутниками Hi-Fi-тусовки. Но так дела обстояли во главе технического прогресса.

Старожилы все еще ратовали за CD и винил. И отказывались признавать ПК, пускай кроме того и с хорошими звуковыми картами либо внешними ЦАП, хорошей альтернативой. Так Hi-Fi-тусовка СНГ разделилась на два лагеря:

  • винтажистов – любителей винила, бобинных магнитофонов, CD, SACD и хороших специальных совокупностей;
  • ПК-шников – вычисляющих ПК логичной и в разы более эргономичной альтернативой всех перечисленных выше устройств. А  lossless-форматы – единственным логичным музыкальным контентом.

Создатель находится в “пограничной территории” этих двух лагерей. Признавая полное преимущество ламповых однотактных усилителей, спроектированных со знанием дела и умом, над транзисторными аналогами и используя в собственных кастомных сборках винтажные компоненты (трансформаторы, динамики, лампы  и т.д.), я считаю ПК единственным логичным источником.

 Отечественные дни

MP3 остаётся главенствующим форматом. Использование его в стриминговых сервисах, “Вконтактике” и других проектах лишь подливает масла в пламя. Одновременно с этим lossless прекратил быть диковинкой и завоевал собственный место под солнцем. Hi-Fi-тусовка прекратила быть андеграундом, складывающимся из упоротых гиков. Последовательности любителей качественного звука пускай не весьма скоро, но пополняются.

Да, в народе еще весьма сильны суждения и стереотипы, купленные в 1990-е. “Звучит? Басы бумкают? Ну, и нормально!” остается девизом большинства.

Но все изменяется к лучшему. И это не имеет возможности не радовать.

В следующей части мы поболтаем о том, что сутки будущий нам готовит. До скорого!

Если вы нашли неточность, прошу вас, выделите фрагмент текста и надавите Ctrl+Enter.

Интересные записи:

Hi-Fi усилитель своими руками из готовых элементов. Возможен?


Еще немного статей:

  • Ноутбучный hi-fi#3. the next level!

    Андрей Москалец http://keddr.com/ Ты в далеком прошлом забыл, что такое стационарный ПК, и центром твоей цифровой Вселенной стал производительный…

  • Что такое hi-fi? часть 1. немного истории

    Андрей Москалец http://keddr.com/ Hi-Fi. Что же это в действительности? записи и Какую аппаратуру возможно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых…