IronnerГрафический дизайн → Колористика: теория, культура и психология цвета

Колористика: теория, культура и психология цвета

12 сентября 2011 года

Колористика: наука о цвете, собравшая в себя знания о характеристиках цвета, цветовых контрастах, природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, колорите, гармонии и культуре цвета.

Цвет — основа графических элементов, генератор эмоций у людей. Колористическое оформление передает акценты на важной информации, может вызвать беспокойство или стимулировать к определенным действиям. Это мощный фактор манипуляции эмоциями людей. Для разумного подбора цветовой гаммы руководствуйтесь главными критериями теории цвета: единства и контраста оттеночных комбинаций.

Цветовые комбинации могут быть как взаимодополняющими, так и контрастными. Критерий единства заключается в выборе близких тонов для оформления похожих по функциональности элементов. Таким образом идёт настрой человека на спокойствие и чёткую обработку информации. Хотя злоупотребление реализацией критерия цветового единства приведет к тому, что проект с большой скоростью наскучит собственной монотонностью. Избежать такого исхода помогут контрастные элементы.

Теория цвета:

Основой цветовой колористики служит хроматический круг. Первая часть — 3 базовых цвета — красный, желтый и синий. Это первичные чистые цвета. Производные от них — зеленый, оранжевый и фиолетовый — являются смешиванием базовых цветов. Оранжевый это желтый и красный, зеленый это синий и желтый, фиолетовый- синий и красный.

Цветовой хроматический круг

По хроматическому кругу возможно узнать, какие цвета контрастируют друг с другом, а какие гармонируют. Резкие цветовые сочетания выходят в результате совмещения базового цвета с дополняющим, с цветом, который в хроматическом круге распологается напротив.

Основой колористической теоретики — является цветовой круг, созданный в итоге работы над разделением белого цвета на 7 составляющих — спектр. Благодаря цветовому кругу можно сознательно выбирать оттенки, имеющие гармонию друг с другом.

Цветовой круг

Главных цветов лишь шесть: зеленый, синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый. Правильные комбинации: два цвета друг напротив друга в спектре, три цвета на равных расстояниях, четыре — по две пары напротив (образуется прямоугольник). Теория сочетаний касается полностью всех цветов в круге спектра, независимо от угла поворота.

Красный, жёлтый и голубой цвета нельзя получить путем смешивания — они основные. А их объединение приводит к образованию дополнительных: зеленоватый (синий+жёлтый), оранжевый (красный+жёлтый) и сиреневый (пурпурный+синий). Смешивание 3-х цветовых компонентов дает третичные цвета. Здесь комбинаций большое количество.

Контрастными называют цвета, противоположные друг другу в круге: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Для привлечения особого внимания к отдельному элементу применяйте в точности эти сочетания. Для гармоничного восприятия компонентов проекта объединяйте те, что расположены в круге близко. Так вы добьетесь возникновения комфорта у человека.

Культура цвета:

Цветовые ассоциации в различных культурах весьма отличаются. Рассмотрим основные неоднозначные цвето-символические аспекты.

Красный цвет: Голубой цвет: Жёлтый цвет:

Психология восприятия цвета:

Реакции людей можно предугадать и даже сформировать. Для этого следует применять цвет как рычаг для вызывания ощущений. Рассмотрим распространенные эмоциональные отклики на цвета.