Колористика: теория, культура и психология цвета
Колористика: наука о цвете, собравшая в себя знания о характеристиках цвета, цветовых контрастах, природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, колорите, гармонии и культуре цвета.
Цвет — основа графических элементов, генератор эмоций у людей. Колористическое оформление передает акценты на важной информации, может вызвать беспокойство или стимулировать к определенным действиям. Это мощный фактор манипуляции эмоциями людей. Для разумного подбора цветовой гаммы руководствуйтесь главными критериями теории цвета: единства и контраста оттеночных комбинаций.
Цветовые комбинации могут быть как взаимодополняющими, так и контрастными. Критерий единства заключается в выборе близких тонов для оформления похожих по функциональности элементов. Таким образом идёт настрой человека на спокойствие и чёткую обработку информации. Хотя злоупотребление реализацией критерия цветового единства приведет к тому, что проект с большой скоростью наскучит собственной монотонностью. Избежать такого исхода помогут контрастные элементы.
Теория цвета:
Основой цветовой колористики служит хроматический круг. Первая часть — 3 базовых цвета — красный, желтый и синий. Это первичные чистые цвета. Производные от них — зеленый, оранжевый и фиолетовый — являются смешиванием базовых цветов. Оранжевый это желтый и красный, зеленый это синий и желтый, фиолетовый- синий и красный.
По хроматическому кругу возможно узнать, какие цвета контрастируют друг с другом, а какие гармонируют. Резкие цветовые сочетания выходят в результате совмещения базового цвета с дополняющим, с цветом, который в хроматическом круге распологается напротив.
Основой колористической теоретики — является цветовой круг, созданный в итоге работы над разделением белого цвета на 7 составляющих — спектр. Благодаря цветовому кругу можно сознательно выбирать оттенки, имеющие гармонию друг с другом.
Главных цветов лишь шесть: зеленый, синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый. Правильные комбинации: два цвета друг напротив друга в спектре, три цвета на равных расстояниях, четыре — по две пары напротив (образуется прямоугольник). Теория сочетаний касается полностью всех цветов в круге спектра, независимо от угла поворота.
Красный, жёлтый и голубой цвета нельзя получить путем смешивания — они основные. А их объединение приводит к образованию дополнительных: зеленоватый (синий+жёлтый), оранжевый (красный+жёлтый) и сиреневый (пурпурный+синий). Смешивание 3-х цветовых компонентов дает третичные цвета. Здесь комбинаций большое количество.
Контрастными называют цвета, противоположные друг другу в круге: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Для привлечения особого внимания к отдельному элементу применяйте в точности эти сочетания. Для гармоничного восприятия компонентов проекта объединяйте те, что расположены в круге близко. Так вы добьетесь возникновения комфорта у человека.
Культура цвета:
Цветовые ассоциации в различных культурах весьма отличаются. Рассмотрим основные неоднозначные цвето-символические аспекты.
Красный цвет:- Китай — удачу, торжество;
- Индия — чистоту;
- Ю. Африка — траур;
- на Востоке — красный+белый — счастье;
- на Западе — страсть;
- США - праздники: Красный+белый — день святого Валентина, Красный+зеленоватый — Рождество;
- Япония — жизнь;
- по Фэн-шуй значит Янь, огонь, удачу, уважение, защиту, живучесть, денежные средства.
- Европа — спокойствие;
- Иран — духовность, и траур;
- Китай — бессмертие;
- на Ближнем В. — защиту;
- на Западе — грусть, депрессию;
- по Фэн-шуй значит воду, покой, глубокое чувство, исцеление, релаксацию, доверие, приключения.
- Европа — радость, надежда, счастье, но еще и слабость;
- Азия — императорский цвет;
- Египт — траур;
- Япония — мужество;
- в буддистских странах — мудрость;
- по Фэн-шуй значит Янь, Землю, солнечные лучи, тепло, движенье;
- Индия — это цвет торговцев.
Психология восприятия цвета:
Реакции людей можно предугадать и даже сформировать. Для этого следует применять цвет как рычаг для вызывания ощущений. Рассмотрим распространенные эмоциональные отклики на цвета.
-
Пурпурный
вызывает отношение азарта, желания, смелости, пробуждает лидерское старт. Но, не злоупотребляйте им в оформлении, ведь цвет так силен, что может вызвать и ощущение тревоги, опасности. -
Голубой
настраивает на спокойствие, формирует ощущение мира, надежности, любви, стабильности. Если собираетесь вызвать доверие к профессионализму специалистов или качеству товаров, то применяйте возможности голубого цвета. -
Жёлтый
пробуждает энергичность, любопытство, ассоциируется с радостью, развлечениями, интеллектом. Но! Следует не перенасытить проект этим цветом — пробудить ощущение осторожности. -
Оранжевый
вызывает чувство бодрости, стимулирует к творчеству, дружелюбию, игривости, дает ощущение уверенности, а также мужества и стойкости. -
Сиреневый
будит честолюбивые мысли, ассоциируется с властью, роскошью, мудростью, магией и таинственностью. -
Зеленоватый
не только лишь цвет жизненной энергии, но еще и вызывает мысли о деньгах, при этом граничит с гармонией, природой, исцелением. -
Коричневатый
сопутствует чувству отдыха, уверенности, стабильности. Он значит долговечность, приземленность, природу, комфорт и прочность. -
Сероватый
цвет консерваторов. Он способствует возникновению отношение доверия, серьезности, честности. Вызывает ощущение, консерватизма и традиционализма. Проявляет чувство чистоты и невинности. -
Розоватый
хорош для образования женственных эмоций, как романтичность, воспитание, пассивность, слабость, привязанность. На проекте для представителей сильного пола будет неуместен и не способствует притоку пользователей / потребителей. -
Белоснежный
цвет чистоты, простоты и доброты. -
Черный
цвет связан с властью, элегантностью и стилем. Хороший цвет для придания дизайну перспективы и глубины. Применяйте умеренно, чтоб не вызвать у посетителя тяжелых ощущений.