IronnerГрафический дизайн → Графика и гравюра: история графического искусства — гравирования

Графика и гравюра: история графического искусства — гравирования

31 января 2012 года

До изобретения фотографии гравюры были единственным способом массового размножения изображений. Они давали возможность заменить дорогие, сделанные вручную картины значительно более дешёвыми оттисками. Техника гравюры заключается в получении оттиска матрицы, покрытой краской, на бумаге.

В отличие от рисунка или картины, в гравюре возможно существование множества равноправных оригиналов; их количество зависит от применяемой технологии, а современные художники сами определяют его, нумеруя каждый оттиск и после выполнения запланированного тиража уничтожая матрицу. Художники не всегда создавали гравюры лично — многие из них поручали создание матриц по своим эскизам профессиональным специалистам-гравёрам.

Первые гравюры появились в Европе в конце XIV столетия, но быстрое развитие этого направления искусства началось только через несколько десятилетий, с распространением бумаги.

Гравюры сыграли огромную роль в истории современного искусства, став носителями новых форм, композиционных и иконографических схем. Работы мастеров служили образцами для менее талантливых живописцев и — зачастую – «ремесленников от искусства», но только часть их выполнялась как самостоятельные произведения: в основном гравюры использовались для иллюстрирования книг и репродукции произведений великих художников.

Возможность почти неограниченного тиражирования привела к тому, что гравюры стали товаром, приносящим своим творцам значительный доход. Однако самые популярные из художников быстро поняли отрицательную сторону этого явления — с фактами фальсификации своих работ столкнулся уже Альбрехт Дюрер.

Гравировальные техники используют три основных разновидности печати: высокую, глубокую и плоскую. Самой старой является высокая печать, по сути представляющая собой вид штампа: краска покрывает выпуклые элементы матрицы, которые делают оттиск на бумаге. К высокой печати относится, в частности, ксилография.

Вторая разновидность — глубокая печать. На металлической плите вырезаются резцом или вытравливаются кислотой линии и точки; затем в них втирают краску, которая под нажатием пресса выступает из углублений и впитывается в слегка увлажнённую бумагу. Техники, относящиеся к глубокой печати, делятся на гравированные и вытравленные. Третья разновидность — плоская печать; к ней относится прежде всего литография, которая использует специфические свойства литографского камня. Поверхность камня подвергается поверхностному травлению, в результате чего краска задерживается только в тех местах, на которые до того был нанесён рисунок.

Старейшей гравировальной техникой является ксилография. Схематический рисунок выполнялся, как правило, на поверхности доски, а затем с помощью долотец и ножей между его линиями прорезался фон. Гравирование рисунка или знаков на доске было известно в Китае уже примерно в IV столетии. В Европе ксилография появилась в конце XIV столетии на территории Германии и Нидерландов, причём вначале преобладали изображения на религиозные темы.

Люди верили, что изображения святых оберегают от несчастий, и вешали их на стены и двери, даже зашивали в одежду. Оттиски с матриц вклеивали в рукописи, предварительно раскрасив их вручную; интересно, что даже первые известные нам игральные карты также были выполнены с помощью ксилографии.

В первой половине XV века эту технику использовали для выпуска ксилографических книг, а после изобретения подвижных литер ксилография стала повсеместно использоваться для иллюстрирования. В XVI столетии она стала самым популярным методом репродукции. Рассчитанные на широкий круг покупателей, гравюры поднимали актуальные социальные и политические вопросы, и в период Реформации стали серьёзным инструментом борьбы с папизмом. К концу XVI века эта техника была вытеснена гравюрой на меди и возродилась только в начале XIX столетия — после того, как в Англии была изобретена торцовая ксилография. Выполнялась она на твёрдом дереве, разрезанном не вдоль, а поперёк ствола, что сделало возможным вырезание чрезвычайно точных штрихов.

Твёрдые торцовые доски давали большее число оттисков, чем медные плиты, и были при этом значительно более дешёвыми. Наиболее широко такая ксилография использовалась в иллюстрировании книг и журналов; кроме того, в периодической прессе эти оттиски стали предшественниками фотографий. Старейшая техника глубокой печати — гравюра на меди. Появилась она в начале XV столетия в мастерских живших на прирейнских землях золотильщиков, которые искали способы сохранить изображения выгравированных в металле композиций.

Гравюры на меди были более дорогими, но и более совершенными, чем ксилографии: например, уже к концу XV века Мартин Шонгауэр в Германии и Андреа Мантенья в Италии использовали точное штрихование, благодаря которому получали на оттисках убедительную светотень и глубину пространства. Покупателями подобных гравюр были, как правило, зажиточные знатоки и ценители, а также ремесленники и художники, использовавшие их как образцы для собственного творчества.

Кульминационный период гравюры на меди — XVI и XVII века. Будучи более точной и позволяя выполнять большее число оттисков, к середине XVI столетия эта техника постепенно вытеснила преобладавшую ранее в иллюстрировании книг ксилографию. Гравюру на меди использовали для воспроизведения картин знаменитых мастеров — например, Рафаэля и Тициана, — копирования знаменитейших произведений искусства. Издатели делали заказы профессиональным гравёрам по меди, рисунки которым поставляли художники.

В XVII и XVIII столетиях в этой технике выполняли карты, планы и виды городов, причём оттиски больших размеров делали с нескольких плит. В совершенстве была освоена и техника гравирования портретов — воспроизводились тончайшие нюансы света и тени, мягкость волос, блеск оружия. Насыщенные оттенки получали не только пересечением линий, но и с помощью плавного изменения толщины штрихов. В XIX столетии гравюра на меди уступила место другим техникам, в частности гравюре на стали, которая впервые появилась в Англии.

Эта техника похожа на создание гравюры на меди — с той лишь только разницей, что здесь для матрицы используется значительно более твёрдая сталь. Так появилась возможность получать более тонкие линии и значительно большее количество оттисков — до 20000. Эта техника и сегодня используется для печати банкнот и других ценных бумаг.

Техника «сухой иглы» известна с конца XV в. и состоит в выполнении рисунка на медной или цинковой плите с помощью стальной иглы. На краях «раздвинутых» остриём желобков получаются металлические бортики, которые при печати задерживают краску и дают мягкие, слегка размытые линии.

К сожалению, с такой плиты можно получить всего от 10 до 30 оттисков, так как от нажима пресса бортики быстро стираются. «Сухой иглой» иногда дополняют офорт и гравюру на меди — так делал, например, знаменитый Рембрандт.

В 40 годах XVII столетия в Голландии и Германии появилась техника меццо-тинто. Она заключалась в заполнении насечкой с помощью специальных инструментов — рулетки или качалки всей поверхности металлической плиты — как правило, медной. Собственно линии изображения наносились с помощью гладильного ножа: им полировались места, которые на оттиске должны были остаться светлыми. Разная степень полировки позволяла получать тёмные или светлые полутона. Эта техника прекрасно подошла для репродукции картин, так как элементами, образующими композицию, в ней являются не линии, а пятна разного уровня насыщенности цвета, а с одной матрицы можно было получить 100 — 150 оттисков. Дабы исключить кропотливую ручную обработку металлической матрицы, её начали подвергать воздействию кислоты. Так появились офорты, самый старый датированный оттиск которых — произведение швейцарца Урса Графа — был выполнен в начале XVI столетия.

На покрытой особым лаком медной плите рисунок выполнялся офортной иглой, которая удаляла кислотоупорный слой с тех мест, где должны были появиться углубления. Затем плиту погружали в кислоту, которая протравливала открытые места. Образовавшиеся линии дополнялись и ретушировались резцом и иглой. Лёгкость, с которой эта техника позволяла обработать матрицу, привела к тому, что офорт быстро стал популярным и оставался им вплоть до конца XVIII века. Офорты делали прежде всего художники, трактующие графику как самостоятельное средство высказывания, а не просто технику репродукции — так, её использовали такие мастера, как Рембрандт, Джованни Антонио Каналь, Джованни Батиста Пиранези, Жак Калло.

В зависимости от темперамента художника расположение штрихов на рисунке было более или менее свободным, и у некоторых — в частности, у Рембрандта — внешне беспорядочная путаница тонких линий образовывала эффекты светотени, несущие огромный эмоциональный заряд.

Офорты часто объединяют с акватинтой, которая появилась в середине XVIII столетия во Франции: первый давал свободу рисунка, вторая — богатые полутона. Акватинта требует сложных процедур многократного травления медной плиты, на которую напыляется размолотая в порошок канифоль или асфальт. После первого травления получают лёгкий, равномерно серый тон; достаточно вытравленные места покрывают лаком, а остальные протравливают дальше или даже прямо наносят кислоту на некоторые фрагменты. Мастером этой техники был Франсиско Гойя-и-Лусьентес. Во Франции и Англии в этой технике делали цветные оттиски, имитировавшие акварель.

В XVIII столетии появились гравюры, имитировавшие ручной рисунок сангиной или пастелью. Для этого использовали «карандашную манеру» — технику, изобретённую в середине XVIII столетии во Франции. Рисунок выполнялся на покрытой лаком металлической плите с помощью ролика с зубчиками, который оставлял в лаке дырочки, через которые кислота вытравливала фрагменты матрицы. В результате рисунок на бумагу переносился с помощью крохотных точек, подобных следам мела, и только отпечаток краёв плиты указывал, что это оттиск, а не работа художника.

Принцип литографии, относящейся к плоской печати, не схож ни с одной из описанных выше техник. На литографском камне — шлифованном глинистом известняке — жирной тушью или литографским карандашом выполняется рисунок; затем камень подвергается очень лёгкому протравливанию. Фрагменты матрицы, покрытые рисунком впитывают краску, а вытравленные — нет.

Эту технику повсеместно использовали в потребительской графике: она позволяла достичь эффекта рисунка мелом, реже — пером или кистью. Существовала и цветная литография, выполняемая с нескольких камней и служившая, в частности, для репродукции картин, написанных маслом. Во времена крайней простоты репродукции фотографированием и создания компьютерной графики традиционным техникам уже не приходится выполнять потребительских функций размножения изображений, и сегодня они используются исключительно для создания произведений искусства.


По теме гравирование: