IronnerГрафический дизайн → Минимализм в графическом дизайне

Минимализм в графическом дизайне

6 февраля 2012 года

Я уже довольно длительное время (порядком около 2,5 года) втянулся в искусство минимализма и продолжаю его постигать. Минимализм на сегодняшний день проник во многие сферы, например: дизайн (графический, интерьер, ландшафт, одежда и т.д.), программное обеспечение (интерфейсы ПО и структур), техника (компьютерная, автомобильная, бытовая, инженерная и т.д.), также и в саму жизнь, как стиль и направление.

Если описывать все сферы в которых может задействоваться минимализм как стиль или свойство, то материал получится чрезмерно большим. Поэтому данная статья будет основательно посвящена минимализму (как стилю, направлению и свойству) в графическом дизайне. Исключением станет веб-дизайн (хоть он и относится к графическому, но о нем я решил написать отдельный материал — Минимализм в веб-дизайне.

Минимализм в графическом дизайне

Введение в минимализм:

Минимализм в искусстве образовался около 1960-х годах в Америке. Минимализм был направлен как противовес экспрессионизму в художественном искусстве. В то время одним из первых минималистов был художник Франк Стелла.

Но проявление минимализма того времени и сегодняшнего сильно отличаются. Сейчас минимализм довольно популярен и в это направление втягиваются всё новые и новые люди (в основном зарубежные, в странах СНГ не слишком уделяется внимания данному направлению).

Сегодня минимализм, как стиль в графическом дизайне ещё не способен конкурировать с другими абстрактными и загруженными стилями (гранж, винтаж, поп-арт и т.д.) т.к. его используют недостаточно обширно, но думаю в ближайшем будущем минимализм догонит, а может и обгонит некоторые стили, т.к. люди уже запичканы абстрактными и яркими, громоздкими и загруженными графическими материалами…

Критерии минимализма:

Итак, что же такое минимализм непосредственно в графическом дизайне? Это упрощение композиции, использование свободного пространства в своих работах, акцент только на главной(ых) деталях и их выделение, простое преподношение тематики, условий, продукции.

Эргономика / юзабилити

Минимализм затрагивает такие критерии, как эргономика, т.е. использование меньшего для создания нужной композиции, соблюдение соотношений между элементами тематики (например: 2 и более разных элементов в иллюстрации), творческой работы ( к примеру: графической исполнение нескольких товаров одного производителя в одном материале) и т.д.

Если говорить доступно, то это: правильное и простое использование только нужного — убирая всё лишнее (или не внося его вовсе) мы получаем свободное пространство. Правильная постановка свободного пространства в работе и даёт эргономичность, не отвлекает и концентрирует на нужном. Другими словами получаем юзабилити в работе.

Хорошо продумывайте элементы дизайна, лучше уделить внимание одному элементу, чем «наклепать» ещё десять…

Использование цвета

Цвет в минималистских графических работах является важным критерием, а именно цвет способствует восприятию. Часто для одной работы используется 1-2 основных цвета и несколько оттенков выбранных цветов. Чаще используются белый, чёрный, серый и жёлтый цвета, а также их множество оттенков. Но это не есть правило, не кто не ограничивает использовать только классические цвета.

Порой читая различные статьи о минимализме в дизайне приходится наблюдать высказывания людей, что стоит жестко ограничивать палитру до чёрного и белого цветов. На мой взгляд, это заблуждение, в данной направление можно использовать любые цвета, главное же соблюдение композиции (тематики или назначения работы) с выбранными цветами.

Шрифт и текст / типографика

Типографика также довольно важный критерий минималистского дизайна. Тут выбор шрифтовых гарнитур зависит от тематики или назначение работы. Шрифт должен быть осмысленным, визуально доступным и не нести в себе зрительную нагрузку. Желательно использовать не более 2-3 шрифтовых гарнитур (к примеру: 1. заголовок, 2. текст, 3. выноски и копирайты; или 1. название, 2. слоган, 3. текст.).

Вообще использование типографики непосредственно в минимализме (графического дизайна) довольно гибкое, можно выбрать не стандартный шрифт, сделать акцент в виде увеличения необходимого текста, увеличить отступы и т.д. Но в этом случае главное правильный подбор к тематике и заключение текста в композиции. Я же например больше предпочтение отдаю стандартным шрифтам (Arial, Helvetica, Garamond, Trebuchet MS, Verdana, Times) с изменением нужных частей (допустим в иллюстрациях или полиграфии). Мне нравится строгое использование шрифта. Ну а вообще тут всё зависит от тематики или направления работы и гарнитура может быть различной.

В общем главное: ограничиться в количестве шрифтовых гарнитур, правильное позиционирование текста в работе (размещение, положение, отступы, соотношение к другим элементам).

Вывод по критериям

Стоит отметить: композиция без лишних элементов (только нужное), использование свободного пространства, выбор цвета(ов) исходя тематики или условий работы, меньше пёстрых цветов (лучше использовать строгие или мягкие цвета/тона/оттенки), меньше количества цветов, подходящий к тематики или условиям работы шрифтовая гарнитура, меньше количества используемых шрифтов, придание акцента шрифту (размер, отступы, позиционирование и размещение, соотношение с другими элементами), правильное положение элементов и выделение важных деталей.

От себя скажу, что виденье минимализма есть у каждого в воображение, и каждого оно может быть своё. У минималистского направление нет стандартов, главное избежание лишнего, использование меньшего и сохранение функциональности. Т.е. простая работа с нужным эффектом (подача рекламы, иллюстрация, обложка и т.д.).

Даже если невозможно убрать лишние элементы с работы — можно использовать не стиль минимализма а его свойства: с помощью свободного пространства, нужных цветов и акцента шрифта можно выделить (подать) главные детали работы, тем самым отвести ненужные элементы на задний план…

Примеры минимализма в отраслях графического дизайна:

Ну а теперь думаю стоит взглянуть на работы в минималистском стиле по отраслям графического дизайна.

Рекламные щиты

Минимализм в графическом оформлении рекламной продукции на биллбордах / щитах.

Рекламные щиты/биллборды в стиле минимализм

Рекламные щиты/биллборды в стиле минимализм

Рекламные щиты/биллборды в стиле минимализм

Рекламные щиты/биллборды в стиле минимализм

Дизайн упаковки (продукция)

Здесь показан пример упрощения дизайна упаковки — создание в минималистском стиле.

Дизайн упаковки в стиле минимализм

Дизайн упаковки в стиле минимализм

Полиграфия: плакаты

Графические плакаты (постеры) к фильмам в стиле минимализма.

Плакаты/постеры в стиле минимализм

Плакаты/постеры в стиле минимализм

Полиграфия: обложки книг

Графическое исполнение книжных обложек в минималистском стиле.

Обложки книг в стиле минимализм

Обложки книг в стиле минимализм

Иллюстрации / компьютерные обои

Минимализм в компьютерной графике, а именно в исполнение обоев для рабочего стола ОС.

Обои в стиле минимализм

Обои в стиле минимализм

Обои в стиле минимализм

Обои в стиле минимализм

P.S. Ну вот в принципе и всё знакомство с минимализмом в графическом дизайне. Хочу также отметит, что я не навязываю строгое исполнение описанных критериев и методик в подходе к минимализму в дизайне, а только делюсь своими рассуждениями.

В общем, вливайтесь и постигайте минимализм…

Комментарии:

#1. 19 июня 2012 года, 23:51. София пишет:
да,действительно..если пространства больше это создаёт в большей мере некую оригинальность, неповторимость и единтичность даного предмета или чего-то другого. Вобще смотря на созданое в минималистском стиле глаз не напружён и понять суть видимого проще.. без всяких там других возможных рядом елементов. Это очень актуальная и интересная статья. Спосибо за такие полезные статьи!
#2. 22 октября 2012 года, 12:39. Антон пишет:
Отличная статья. Отличный сайт. Спасибо.
#3. 8 ноября 2012 года, 15:02. Ingvar пишет:
Почему-то много орфографических ошибок…

А статья отличная, привет от практика минимализма )
#4. 20 июня 2014 года, 08:08. Нинель кимокухара пишет:
Статья понравилась. И тема раскрыта. Спасибо.