IronnerГрафический дизайн → Рекомендации по созданию типографических плакатов

Рекомендации по созданию типографических плакатов

1 ноября 2011 года

Текстовый плакат должен быть максимально эффектным и понятным в еще большей степени, чем другая печатная продукция. К сожалению, основная часть печатающихся сегодня плакатов не соответствует этим требованиям. Причиной тому прежде всего темпы работы в типографиях больших городов не дают возможности создать хороший плакат. Но всё же препятствия можно преодолеть. Ниже рассмотрим рекомендации по оформлению типографического плаката.

Оформление текстовых плакатов:

Главная ошибка почти всех наборных плакатов — привычная симметричная композиция. Когда афиши только появились, они переняли у старой книжной типографики композицию титульного листа и до сих пор придерживаются этого построения. Чтобы плакат отделялся от соседнего, обычно его заключают в более или менее уродливую рамку.

Из-за того что сейчас все текстовые плакаты построены по средней оси, плакат такого типа невозможно отличить от других, если только он не выделяется неожиданным цветом бумаги или шрифта. Использование этого устаревшего шаблона ведет к тоскливому однообразию. Таким образом, задача любого плаката — привлечь внимание — оказывается невыполнимой.

К тому же обязательная рамка вокруг текста съедает часть пространства листа. Из-за этого приходится использовать шрифты меньших кеглей, а из-за наличия рамки они кажутся еще мельче. Может быть, первоначально все типографические плакаты печатались на белой бумаге, поэтому нужно было отделять их друг от друга рамкой. Но сегодня есть выбор цветной бумаги, плакаты различаются по цвету, и обрамлять текст не нужно. Ниже речь пойдет об одном важном приеме, который может сделать плакат эффективным, но очень редко используется.

Типографический / текстовый плакат

Очень большие заголовочные строки, характерные для типографического плаката, создают контраст размеров. Сила этого контраста противоречит принципам старой типографики. Только законы Новой типографики позволяют создать ритмичную структуру из сочетаний больших и маленьких строк.

Асимметричное построение плаката лучше соответствует задаче, потому что строки группируются самым подходящим для чтения образом. Современный печатник имеет возможность значительно усилить выразительную силу типографики, набирая важные вещи крупно, а менее важные — гораздо мельче. При асимметричном построении возможно множество вариантов композиции, несравнимо больше, чем при традиционном симметричном расположении.

Без сомнения, для плаката подходит только самая четкая форма шрифта — гротеск. Кроме того, пожалуй, годятся египетские шрифты, жирная антиква или альдины. Фрактура, готический, курсив и схожие шрифты сразу исключаются, как неудобочитаемые. Но иногда с помощью этих шрифтов можно пародировать содержание (обозначить национализм готическим и фрактурой, страстные чувства — смешным курсивом и т. д.). Но это очень редкие исключения, к тому же это уместно только в отдельных строках, чтобы сохранялся контраст с гротеском — современным шрифтом, который используется во всех остальных случаях.

Имея текст и простой шрифт, нужно сконструировать четкую, как можно более эффектную, типографическую форму. Вполне можно обойтись только шрифтом. Но встречаются случаи, когда для того, чтобы добиться гармонии, надо включать в композицию плашки, стрелки, иногда даже круглые формы. Ни в коем случае нельзя использовать эти формы (например, круги) в качестве украшения, что, к сожалению, сегодня часто встречается на «псевдоэлементарных» плакатах. Если используется круглая или другая «второстепенная» форма, то она должна быть не чисто декоративной, а функциональной, то есть на что-то указывать или что-то подчеркивать. В плакате нужно особенно жестко отвергать декоративные ловушки и излишества.

Эффект должен достигаться другими средствами с помощью больших букв, цифр и своеобразной композиции. Хорошего результата можно добиться и при длинном, и при коротком тексте. Конечно, короткий текст всегда лучше, чем встречающийся на некоторых плакатах текст, длинный, как роман. Но и длинный текст можно функционально организовать с помощью разных кеглей и хорошего членения. Правда, если заказчик приносит длиннющий текст и просит сделать все одинаково «крупно», то дело почти безнадежное. Часто хороший плакат невозможно сделать из-за неразумных требований. Например, афиши для варьете и ревю — пример глубокого невежества заказчиков в деле рекламы.

К чисто типографическим выразительным средствам добавляется цветовое решение. Важен цвет бумаги. Лучше всего выбрать бумагу такого цвета, который не используется в других плакатах, печатающихся в это время. Правда, это всегда лотерея, потому что цвета на плакатной стойке или афишном столбе могут за ночь совершенно измениться. Выигрышный ход — взять неожиданный цвет: розовый, зеленый, светло-голубой, серый и т.д., или сочетание цветов, которое до сих пор не использовалось. Конечно, бумага таких цветов в основном дороже обычной, но эффект получается действительно потрясающий, они выбиваются из массы однообразных, привычных желтых и фиолетово-красных плакатов.

Кроме широко распространенной печати черным цветом, возможна цветная печать одной или несколькими красками. В некоторых случаях плакат получается очень броским. Если печатать каким-нибудь цветом (например, красным) на цветной (скажем, зеленой) бумаге, получается необычный для афишной тумбы цветовой эффект и сила воздействия плаката увеличивается.

Благодаря неожиданным цветам бумаги и набора плакат может выделяться среди соседних. Еще один важный, очень действенный прием, характерный для нового текстового плаката, — пустое пространство. Оно бросается в глаза, потому что обычно на афишных тумбах не бывает пустой бумаги. Традиционные текстовые плакаты, на которых запечатаны даже крохотные участки, производят слишком хаотичное впечатление и поэтому неэффективны. Благодаря пустому пространству бумаги текст лучше читается, а эстетическое воздействие плаката увеличивается.