Hi-fi pc 2015. часть 1: источник

      Комментарии к записи Hi-fi pc 2015. часть 1: источник отключены
  • Андрей Москалец
  • http://keddr.com/

Intro

Приветствую, кеддровчане. В этом цикле статей я поведаю вам, как создать хорошую домашнюю аудиосистему на базе ПК и не быть съеденным заживо вашей второй половинкой за растрату домашнего бюджета. Это скромная попытка систематизировать как опыт и собственные знания, так и тонны разрозненной информации с огромного количества тематических форумов, блогов и т.д.

Тут вы не отыщете ничего, чего сами бы не могли использовать в повседневной судьбе. В этом очерке, равно как и во всех последующих статьях цикла, не будет агитации к приобретению “железок” за много-много тысяч мертвых президентов США. Пальцерастопыривающие конфигурации для коллекционирования виртуальных “попугаев” в бенчмарках в духе Семена и его PC4TV покинем за скобками. Тут имеется место лишь для того, что в действительности приносит явную и ощутимую пользу.

И да, дешево не будет. Но бесплатный сыр – лишь в мышеловке. Не ожидайте кроме этого безальтернативных призывов к переходу на чёрную сторону силы “теплый ламповый звук”.

Мы затронем эту тему, но только на равне с транзисторными вариантами. Не будет кроме этого рассказов о “верно звучащих” кабелях по n сотен долларов за метр. И другой эзотерики и полумифической бредятины.

Любая публикация цикла будет посвящена одному из компонентов аудиотракта. Для справки – аудиотрактом именуют последовательную совокупность элементов аудио-совокупности. Начиная от проигрователя и заканчивая звуковыми совокупностями (они же колонки).

Hi-fi pc 2015. часть 1: источник

Упрощенная схема современного аудиотракта.

С сожалением отмечу, что этот цикл статей не запланирован на пользователей Linux и Mac. Для них в будущем будут опубликованы отдельные материалы. Цикл публикаций будет строиться около Windows.

Это обусловлено в первую очередь тем, что именно под эту совокупность написаны драйверы большинства звуковых карт и ЦАП.

Экскурс в историю

Ни для кого вот уже пара лет не секрет, что живем мы с вами в эру победившей “цифры” и  вымирающих хороших дисковых форматов. В случае если же вы приверженец труЪ аудиофилии головного мозга в терминальной стадии, ратующий за “утепленные ламповые” CD, SACD и другие DVD Audio, то этот материал просто не для вас. Имеете возможность смело проходить дальше.

Вы всё еще тут? Это значит, что вы, как и я, хотите наслаждаться хорошим качеством звучания, не расходуя жилплощадь на очередной дюжина стеллажей под CD, для призрачной труЪ-шности.

Итак, примем за теорему следующее утверждение – in real world ПК стал единым хранилищем отечественных музыкальных коллекций. Вся отечественная музыка записана на твёрдых дисках отечественных ПК.  Те же ПК выступают и в роли проигрывателей. Тут мы сталкиваемся с первым аудиофильским  техническим термином – источник.

В переводе на человеческий язык источником именуют устройство, считывающее и декодирующее музыку, и передающее аудиосигнал потом по цепочке. Значительно чаще на усилитель. Итак, источником Сейчас есть ПК в том либо другом виде.

Всё другое так или иначе вошло в историю.

Формат  

Всё начинается с записей. С фактически музыки, которую мы любим и желаем слушать в хорошем качестве. В каком же формате собирать и хранить музыку в цифровую эру?

Какими чертями обязан владеть данный формат? Давайте попытаемся составить перечень требований к нему:

  1. максимально приближенное к идеалу уровень качества. Никакого сжатия с утратами, приводящего к потере львиной доли всех вкусностей в музыке.
  2. наличие эргономичных и по возможности бесплатных программ-плееров, талантливых как как следует воспроизводить этот формат, так и комфортно каталогизировать музыкальную коллекцию.
  3. помощь “вшитых” в файлы обложек альбомов, лирики, биографий исполнителей, жанровых тегов и т.д.
  4. доступность и распространённость.

Данный нехитрый перечень необходимых требований приводит нас к практически единственному, ставшему стандартом на сегодня среди lossless-аудио (аудио без “пережатия), формату FLAC. Но! Как неизменно, не обошлось без подводных камней.

Сказать об удобстве каталлогизации возможно применительно лишь к потрекованному(!) FLAC-у. Другими словами к заботливо разбитым кем-то на отдельные треки образам альбомов. Благо, такое разбитие стало несколько лет назад стадартом и правилом хорошего тона. И отыскать потрекованный FLAC не образовывает более труда. Следующий, более значительный, подводный камень содержится в том, что “не все FLAC-и одинаково хороши”.

Пропасть в качестве пролегла между FLAC 16/44.1 и FLAC 24/96 либо же еще более редким 24/192. Приведенные цифры расшифровывающтся как квантование (битность)/частота дискретизации (частота семплирования). Первая величина измеряется соответственно с битах, а вторая – в килогерцах. Чем они выше, тем, соответственно, выше уровень качества записи.

Непременно, кроме того 16/44.1 заткнет за пояс любой “пережатый” формат. Такая битность и частота семплирования свойственны для подавляющего большинства труЪ-шных CD. Но 24/96, не говоря уже о 24/192, дает принципиально другой уровень качества.Особенно это ощутимо в тех случаях, в то время, когда FLAC-рип (оцифровка во FLAC) делался с хорошего винила либо же SACD/DVD Audio.

Намерено не буду затрагивать в данной заметке такие характеристики формата, как число каналов и степень упаковки. Потому как первая величина не имеет значения, а при со второй – вы вряд ли отыщете записи с числом каналов больше 2. Так уж вышло исторически, что большинство источников, с которых делались те самые FLAC-рипы, записывались в stereo-формате. И вычислены на 2 канала изначально.

Для самых упоротых рьяных фанатов многоканальности всё-же отмечу, что формат практически поддерживает до 8-ми каналов.

Так, подводя линии под вопросом формата, утверждаем: за стандарт принимаем потрекованный  FLAC 24/96. При неосуществимости добыть желаемый альбом в 24/96, можем пойти на компромисс и ограничиться 16/44.1. Ответ на витающий в воздухе вопрос “где искать”, я покину без прямого ответа. Все мы знаем те самые ресурсы, заглавия которых адептов копирастии приводят к детонации пуканов в священный кошмар. Отмечу, что современный мир – необычное место.

Тут созданы все технологические и инфраструктурные условия для фактической победы lossless-“цифры”. Но наряду с этим копирастия всё так же настойчиво отстаивает или устаревшие дисковые форматы, или страшный, пережатый в 320 кб/с контент этих ваших iTunes-сов. Господа, дайте людям альтернативу – скачивать 320 кб/с либо lossless в том же iTunes и Гугл Music при покупке очередного альбома.

Вы весьма удивитесь итоговым суммам.

Пожалуй, единственным кроме того не недочётом, а скорее изюминкой lossless-форматов и FLAC в частности есть относительно большое место на твёрдом диске, занимаемое таким контентом. К примеру, дискография Pink Floyd в 24/192 занимает около 50 Гб. А Dark Side of the Moon – 1.65 Гб.

Альбомы же в качестве 16/44.1 смогут занимать до 500 Мб. В моем же, очень запущенном случае музыкальная коллекция из более чем 4000 альбомов в различном качестве (от 16/44.1 до 24/192) расположилась на намерено под нее выделенном твёрдом диске количеством 4 ТераБайт. И да, это стоит трат на отдельный винчестер.

Поборникам же “на моих активных Sven-ах я не слышу отличие между lossless и MP3 320” – парни, мы тут говорим о построении таковой совокупности, которая разрешит не то что услышать отличие. Она разрешит почувствовать всю глубокую ее пропасть.

В завершение данной рубрики для самых любопытных приведу ссылку на таблицу детального сравнения аудиоформатов со сжатием без утрат (2-я таблица).

Плеер

Сам по себе формат, кроме того наилучший, не вынудит ваш контент звучать прекрасно. Очень многое зависит среди них и от плеера с его комплектом кодеков. Эта же софтина обязана всецело отвечать комплекту необходимых требований современного мира:

  1. плеер обязан снабжать хорошее звучание и работу как с ASIO, так и с DS (аудио-интерфейс Windows по умолчанию);
  2. плеер не должен кушать ресурсы совокупности подобно Chrome. Он должен быть несложным и “легким”;
  3. плеер обязан поддаваться кастомизации. Как функциональной (поредством DSP плагинов), так и визуальной;
  4. плеер должен иметь в собственной экосистеме приложение для дистанционного (Wi-Fi) управления со смартфона.

Всем этим требованиям, и наряду с этим совсем безвозмездно, отвечает foobar2000. Из коробки вы приобретаете несложной, легкий, стремительный и прекрасно звучащий плеер. Но при помощи кастомизации имеете возможность перевоплотить его вот в это:

В данном сетапе использован скин CaTRox. Эргономично, функционально и просто симпатично. Пошаговая инструкция по установке приведена по ссылке.

В несколько к фактически плееру советую установить на сматфон foobar2000 controller и не поскупиться 12-ю родными гривнами на PRO версию. Спасение от надоедливой рекламы и возможность подключения к множеству ПК с foobar этого стоят.

Сообщество у foobar достаточно большое и активное. Премудрости узкой настройки плеера под собственный аудио-“железо” вы сможете почерпнуть из таких вот веток форумов.

Как видим, совокупные траты на данный момент коснулись лишь твёрдого диска платного приложения и “солидного” объёма-ДУ. Но увы, лишь на данный момент.

Звуковая карта/ЦАП

Вот мы и добрались до самой основной и, по совместительству, самой денежно затратной составляющей Источника – до звуковой карты. Тысячи копей сломаны в спорах о главенстве звуковых карт либо выделенных ЦАП-ов. Любой волен выбирать по себе.

А у обладателей ноутбуков и/либо моноблоков only еще и нет другого выбора, не считая внешнего ЦАП, мвахахаха.

У всех точек зрения имеется одно неспециализированное аксиоматическое тверждение – занимающие площадь на священном текстолите материнской платы убогие чипы, значительно чаще от Realtek, не смогут использоваться в составе аудиосистемы на базе ПК. С их “помощью” вы вправду не услышите отличие не то что между FLAC 24/96 и 16/44.1. Вы и lossless от MP3 не отличите.

Вы имеете возможность выбрать для себя внешний USB-ЦАП, либо же внутреннюю звуковую карту. Это личное дело каждого. Внимание ваше должно быть обращено на:

  1. необходимую помощь 24/192. В случае если “железка” не может вытянуть такую битность и частоту семплирования на аппаратном уровне, то ей не место в совокупности! Вы просто не сможете оценить уровень качества пускай редких, но существующих в природе записей FLAC 24/192.
  2. физические размеры. Очень не советую гоняться за миниатюрностью устройств. Никаких ЦАП/внешних звуковых карт размером с несколько флэшек. Что бы заботливые желтокожие братья ни писали на коробках таких “шедевров миниатюризации”, это действительности соответствовать не будет. Через чур плотная компоновка, отсутствие экранирования между элементами и т.д. неизбежно будет давать внутренние наводки, что очень очень плохо скажется на качестве звучания. Помимо этого, в излишне миниатюрном ответе на данный момент невозможно воплотить технологические ухищрения к примеру по улучшенной локализации музыкальных инструментов на виртуальной звуковой сцене.
  3. разумную цена. Не гонитесь за дешевизной. Никаких ответов до $100. Будь то аудиокарта либо ЦАП. готовься выложить за сердце вашей зарождающейся аудиосистемы $150 и выше. Оно того стоит. Но не забывайте – приобретение чего-либо дороже $500 далеко не всегда позволит вам услышать отличие в звучании с аппаратурой к примеру много за 3. Все компоненты совокупности/тракта должны быть сопоставимы по собственному уровню. Кроме того самый дорогой ЦАП либо звуковая карта не вынудят прыгнуть выше головы, например, бюджетные усилитель либо колонки. Апдейт чего-то одного в аудиосистеме лишь укажет вам на “узкие места” в лице вторых комплектующих. Потому планируйте оптимальную конфигурацию исходя из того бюджета, что у вас в наличии. Не забывайте – не берите компоненты “на вырост”. Нет в мире ничего более постоянного, чем временное. И вероятнее, при нынешней экономической ситуации в отечественной многострадальной стране, ваша совокупность в составе и изначальном виде прослужит вам много лет. Без апгрейдов и изменений. Потому что великое “на данный момент не до того” актуально в той либо другой степени для всех.
  4. организацию электропитания. Никакого питания ЦАП-а по USB! Лишь выделенное питание от сети 220. Что же касается “внутренних” звуковых карт – так же не гонитесь за ответами, не требующими дополнительного питания. Оно должно быть. Хотя бы в виде molex-разъема.
  5. соотношение сигнал/шум. Никаких ответов с соотношением ниже 100 дБ. Я, уверен, как и вы, обожаю слушать музыку (чистый сигнал), а не “утепленные ламповые” шумы. Чем выше соотношение, тем меньше возможность того, что вы те самые шумы/искажения хоть как-то услышите.
  6. модели и производителей комплектующих. NoName-овские шедевры подвальчика дядюшки Ляо с потрясающими иненерными характеристиками на бумаге, увы, не зазвучат, как чипы той же Wolfson. Операционники из кустарной части Поднебесной кроме этого не будут делать собственные функции так, как это делают к примеру Burr-Brown.

Для звуковых карт очень нужно наличие несложных RCA (“тюльпаны”) выходов, что позволяет выбирать из огромного числа моделей усилителей. Универсальности ответу придаст кроме этого наличие встроенного в ЦАП либо в звуковую карту усилителя для наушников. В совершенстве до 600 Ом включительно.

Не гонитесь за многоканальностью. Как я писал выше, FLAC как правило заточен под хорошее stereo. Хорошей стерео-карты либо ЦАП вам хватит за глаза. домашний кинотеатр и Музыкальная система – различные вещи.

Что бы кому ни казалось.

В моем же случае выбор пал несколько лет назад на Asus Xonar Essence STX. Эта карта трудится бессменно в составе моего audioPC и радует прекрасным звучанием. Для оптимальной по соотношению цена/уровень качества конфигурации советую применять ее в качестве примера для сравнения.

Решения намного дешевле и/либо не сильный точно не подойдут в отечественной выдумка.

Принципиально важно: звуковая карта для прослушивания музыки далеко не всегда так же хороша для записи музыки и для home recording-а в целом! Вышеприведенные советы касаются только аппаратуры для прослушивания. Создатель снимает с себя ответственность за каждые недопонимания в данном вопросе со стороны читателей.

Другое “железо” системника. 

Для тех из вас, кто собирается строить собственный audioPC на базе ноутбука либо моноблока и соответственно применять лишь внешний USB-ЦАП, этот пункт не есть актуальным и возможно нормально пропущен.

Для тех же из вас, кто желает строить audioPC на базе хорошего системника, у меня припасено пара советов:

  1. не экономьте на хороем БП. Надежное питание звуковой карты и негромкая работа вентилятора (опциональные вариант – безвентиляторные БП) будут содействовать погружению и качеству звучания в воздух музыки без лишних раздражителей.
  2. негромкие и действенные вентиляторы на резиновых болтах-креплениях – необходимая приобретение. Настоятельно советую продукцию Noctua.

Вот фактически и всё. Надеюсь, первая статья цикла была для вас познавательной и не перегрузила информацией. В следующей публикации я поведаю о самый спорном и одновременно интересном компоненте аудио-тракта – об усилителе.

Статьи о межблочных и звуковых кабелях ожидают собственного часа. И он в обязательном порядке наступит 😉

До скорого!

*заглавное изображение забрано из этого с согласия автора (Monika aka Zi0oTo).

Если вы нашли неточность, прошу вас, выделите фрагмент текста и надавите Ctrl+Enter.

Компьютер как источник качественного звука — первые шаги