История дизайна от nokia или желания одного человека

      Комментарии к записи История дизайна от nokia или желания одного человека отключены

В каждой успешной истории имеется неспециализированные черты, но мы видим лишь конечный итог, не знаем того пути, что было нужно пройти храбрецам, чтобы получить его. В истории дизайна от Nokia хватает белых пятен, не обращая внимания на известность марки, огромную популярность. Пребывав на виду, компании удается не говорить о собственной истории через чур детально, во всех коммуникациях речь заходит о продуктах, но не о событиях, находившихся за ними.

В маленьком изучении мы постарались раскрыть тайны Nokia, продемонстрировать историю данной компании и одержимость отдельных людей идеей, которая в итоге воплотилась в продукты.

Условно историю дизайна продуктов в Nokia возможно поделить на три громадных отрезка. Первый, с момента основания компании, – утилитарный, телефоны проектировались исходя из их функций, дизайну не придавалось громадного значения. Второй этап связан с приходом в компанию Франка Нуово, и о нем мы говорим в данной главе, данный этап характеризуется поиском собственного пути, созданием имиджевых телефонов, применением новых материалов в конструкции аппаратов.

Третья эра — это уход от поиска формы к компромиссу дизайна и функциональности, ее возможно назвать прагматичным дизайном, о нем обращение тут идти не будет.

Время Нуово до прихода в Nokia

С чего начиналась история дизайна от Nokia либо Vertu? Официальной датой рождения Vertu считается октябрь 1998 года, но это число техническое, момент, в то время, когда все идеи уже сформировались и для их реализации пригодились ресурсы. Настоящая история Vertu, равно как и дизайна от Nokia, началась во второй половине 80-ых годов двадцатого века, в то время, когда на работу в дизайн-центр DesignWorksUSA в Калифорнии вышел новый сотрудник. Его кликали Франк Нуово (Frank Nuovo).

В компании DesignWorksUSA (сейчас она в собственности BMW) занимались разными клиентами, а не только машинами, офис расположился в маленьком городе Agoura Hills в Калифорнии. Воздух города, близость к Лос-Анджелесу, популярность дорогих автомобилей — это накладывало отпечаток на восприятие мира всеми парнями, а не только дизайнерами. Учеба Нуово проходила в Art Center College of Design в Пассадене, и он не покидал Калифорнии на долгое время.

Первая работа не вынудила продолжительно ожидать, но так как у компании были разные клиенты, было нужно приложить руки к созданию медицинского оборудования, мебели, вторых вещей. Основателем DesignWorksUSA являлся Чарльз Пелли (Charles Pelly), харизматичный фаворит, дизайнер с мировым именем, выходец из того же колледжа искусств.

Работа ладилась, неспешно Нуово начал получать более важные заказы, к примеру, он занимался улучшением эргономики консолей для контроля воздушного перемещения, позднее перешел к проектированию панелей машин. В рождество 1989 года он сидел на работе и копался с проектом одной из панелей для автомобиля. Зазвонил телефон, звонили из Nokia и предлагали работу, вот как Нуово вспоминает тот момент: «У меня не было ни мельчайшего понимания, откуда они. Мое предположение было, что из Японии.

В то время громадные телефоны, каковые возможно было носить в сумках, были всем, что мы имели. Я же трудился над панелями для машин, и они не выходили у меня из головы. Исходя из этого в то время, когда меня задали вопрос о создании дизайна телефона для автомобиля, я ответил: «Само собой разумеется, из-за чего нет?»».

"It was Christmas, everyone was gone, and a company named Nokia called. I had no idea where they were from. I guess I assumed Japan.

At that time, big bag phones, the kind you’d carry in a suitcase, were all we had. But I had been working on dashboards, and they were always on my mind. So when they asked me to design a car phone I said sure, why not?"

Новое направление для DesignWorksUSA возглавил Франк Нуово, к тому моменту его команда умела применять компьютеры для индустриального дизайна, комбинировала инновации и старые методы работы. В первой половине 90-ых годов XX века на рынке сотовых телефонов сложилась необычная обстановка — балом правила компания Motorola, она занимала приблизительно треть рынка. Для Nokia это был новый рынок, на котором она смотрелась несерьезным игроком если сравнивать с Motorola, Ericsson.

Создание дизайна телефонов в компании был связано с рядом недочётов, появилось познание, что дизайн требуется заказывать на стороне. В то время не существовало норм индустриального дизайна для телефонов. К примеру, в Motorola доходили очень ответственно к созданию новых форм-факторов, но вид телефонов делали обыденным, не вовлекали ресурсы в его создание.

Достаточно заявить, что телефоны того времени изобиловали одним цветовым ответом – тёмным.

Франк Нуово стал человеком, имеющим свежий взор на индустрию, с отсутствующими представлениями о том «как необходимо». Необходимый человек в необходимое время и в нужном месте. В 90-е годы быстро распадался СССР, для Nokia это было время глобальных изменений. В первой половине 90-ых годов XX века было решено сделать ставку на новый стандарт связи – GSM. Соперничающие компании, гранды телефонной индустрии, наблюдали на него сквозь пальцы, их главные продажи приходились на продукты для иных сетей.

Одним из конкурентных преимуществ для Nokia должен был стать дизайн продуктов, в компании осознавали это. В Nokia во второй половине 80-ых годов XX века было множество тёплых дискуссий, чем отличаются телефоны компании от соперников. Ответ был очевиден: они на их уровне, не хуже, но и не лучше.

Для повышения продаж требовалось иметь не подобные продукты, а лучшие по чертям, внешнему виду. Привлечение внешней компании в какой-то мере было опытом, что удался абсолютно процентов.

Для Нуово поставленная задача — сделать телефоны от Nokia привлекательными — была по плечу. На протяжении работы в 1990-1991 годах над моделью Nokia 101, его первым проектом для Nokia, он внес предложение пара новых концепций. Во-первых, дизайн аппарата был поставлен во главу, так началась работа над клавиатурой.

Эргономика клавиш должна была доходить как мужчинам, так и дамам, людям с громадными и мелкими руками. Принципиальное отличие от вторых телефонов в том, что под экраном расположили клавишу меню, ниже — клавиши посыла вызова, отбоя. Цифровая клавиатура была на привычном месте. Позднее подобное размещение кнопок станет стандартным для всех производителей.

Во-вторых, Нуово решает сделать наружность аппарата отличающейся от вторых телефонов. Отверстия для микрофона, динамика сделаны круглыми вместо привычных круглых. Цена производства возрастает, но ему удается убедить команду, трудящуюся над Nokia 101, что дизайн требует затрат.Данный аппарат — как будто бы переходной мостик от «кирпичей» вторых компаний к чему-то второму, появляются округлости, но сохраняется преемственность с прошлыми моделями компании.

В Nokia наблюдали на данный аппарат, как на «совершенный» с позиций дизайна, задача была создать как раз таковой телефон.

История дизайна от nokia или желания одного человека

Модель оказалась успешной, и за ней последовали другие проекты — Nokia 121, Nokia 6080. К 1994 году Франк Нуово занимает позицию директора в DesignWorksUSA и занимается лишь Nokia. У него хорошие взаимоотношения с командой в Nokia, исходя из этого произошедшее в том году не стало неожиданностью.

Президент Nokia, Йорма Оллила, всецело меняет курс компании — все не телекоммуникационные активы должны быть реализованы, компания сосредоточится на выпуске оборудования и телефонов. Решение принято осознанно, у компании имеется шансы стать мировым фаворитом в области GSM-оборудования, но для этого нужно сосредоточить упрочнения лишь на этом направлении. В компании потребуется создание дизайн-центра, в него нужно привлечь людей, привычных с внутренней кухней Nokia.

Кроме Франка Нуово имеется пара претендентов, но они не имеют для того чтобы богатого опыта работы с компанией, его шансы велики. Компания желает разместить дизайн-центр в Сало, это маленький город в сотне километров от Хельсинки. Для Нуово переезд из Калифорнии немыслим, исходя из этого он применяет все возможности, дабы убедить компанию в необходимости работы в Калифорнии.

Одним из аргументов, оказавших решительное значение, станет необходимость стремительной разработки новых моделей, в Сало для этого потребуется время, которого у Nokia нет. Да и не все дизайнеры готовы перебраться в Сало, кинуть насиженные места.

В 1995 году в Nokia в первый раз создают дизайн-центр, он находится в Калифорнии, а его директором делается Франк Нуово, человек, появлявшийся в нужном месте в верное время и имеющий видение дизайна сотовых телефонов.

Работа в Nokia – новые идеи и продукты

Лейтмотивом всей работы дизайн-центра Nokia в Калифорнии делается личность Франка Нуово, он выступает как идейный вдохновитель проектов, так и как авторитарная личность, жестко насаждающая собственные правила игры. В прошлые годы формируется увлечение Нуово автомобилями, он обожает дорогие, коллекционные модели, одновременно с этим заглядывается на другие предметы роскоши, к примеру, часы и перьевые ручки. Как дизайнер Нуово оценивает эстетику этих вещей, пробует отыскать элементы, каковые возможно применять в других проектах.

Авторитарность Нуово проявляется в том, что он ставит безопасность, защиту информации на первый замысел. Осознавая, что фокусник, раскрывающий секрет, не продержится на сцене и дня, он настаивает, дабы дизайн-центр был максимально закрыт. На строении в Калифорнии кроме того нет вывески, что в находится Nokia, люди, пришедшие ко мне в первый раз, ищут строение по приметам и с опаской интересуются у охранника, по адресу ли они пришли.

Лишних людей в работе над проектами нет, ситуации, в то время, когда кто-то из дизайнеров показывает своим родным картинки будущего телефона, исключены, все проинструктированы на данный счет. В офисе эскизы работ убираются по окончании рабочего дня. Как раз Нуово и его представления о безопасности формируют очень твёрдый режим сокрытия информации в компании. До тех пор пока он был у руля дизайн-бюро Nokia, был директором компании, утечек продуктов не происходило.

Ставить это ему в заслугу либо списать на другие времена, в то время, когда Интернет не был так развит — не знаю. Факт остается фактом, в его времена люди удивлялись каждому продукту в момент анонса. И в этом была собственная волшебство.

Первый год в Nokia для Нуово организационный, нужно усилить команду, продумать структуру дизайн-бюро, разглядывая не только текущий момент, но и будущее расширение компании, ее модельного последовательности. Нуово ориентирован в будущее, он равно как и CEO Nokia, верит, что в первых рядах яркое будущее. Все наработки, полученные при работе с Nokia до этого момента, идут в дело, философия дизайна от Нуово несложна – забрать лучшее из второй индустрии и привнести это в сотовые телефоны.

Где искать воодушевление поклоннику раритетных машин, как не в разных моделях?

В одном из интервью много лет спустя Нуово говорит: «Поразмыслите о автомобилях, аэродинамике, аэродинамических трубах. взглянуть на отечественный стиль – он копируется по всей планете. Язык, положенный нами в базу, — это чувство скорости и возрастающего ускорения. Непременно, видно влияние машин. Но это не только автомобили.

Это все о попытке и движении сделать верную вещь».

"Think about cars, aerodynamics, wind tunnels. Look at our styling here—it is so copied around the planet. The language we have put forward is about the emotion of speed and increasing velocity. The influence of the auto is there, of course.

But it’s not about cars. It’s about movement, and it’s about the attempt to do one thing well."

Нуово отыскал собственную линии, он привносит элементы машин, позднее — самолетов, необыкновенные материалы в обыденные телефоны. Практически на десятилетие дизайн сотовых телефонов начинает ассоциироваться с компанией Nokia, с 1995 по 2005 год, компания делается признанным законодателем мод.

Сейчас таковой подход думается в чем-то наивным, модели тех лет нисколько не напоминают нам об машинах либо hi-tech-индустрии, они выглядят старомодными. взглянуть на Nokia 6110, вы вряд ли заметите в нем то, о чем говорит Нуово, с позиции сегодняшних телефонов он скучен. Но в первой половине 90-ых годов двадцатого века таковой аппарат был неожиданностью — большое количество свободного места на корпусе, дизайн не утилитарен, присутствует определенная эстетика.

Уже во второй половине 90-ых годов XX века Нуово грезит о производстве дорогих телефонов из необыкновенных материалов, к примеру, алюминия. Он убедителен, красноречив, и проекту в компании дают зеленый свет. Нежданно узнается, что инженеры компании не могут трудиться с материалами, хорошими от пластика, технический процесс на производстве кроме этого не поддерживает другие материалы. Соперники не в лучшей обстановке, никто не применяет что-то хорошее от пластика.

В первый раз в истории мобильной индустрии дизайн-бюро компании начинает негромкое перевооружение производства. Требуются средства, в компании желают обоснований целесообразности инвестиций, продукты нужны уже сейчас, но их нельзя создать в текущих реалиях. Приходится идти на обманный маневр, так, применяя пластик с напылением под металл, создают модель Nokia 8810, которая в марте 1998 года демонстрируется публике.

Детально об этом аппарате в статье Nokia 8800. Премиум-сегмент либо второе рождение идеи.

Для Нуово данный проект ответствен, от него зависит, состоится ли выход Nokia на рынок с новыми дорогими телефонами из необыкновенных материалов либо нет. Данный телефон спроектирован им, он обязан доказать, что стильные, дорогие модели будут восприняты на рынке на ура. И это происходит, модель делается новым словом на рынке, формирует для Nokia преданную армию клиентов 8000 серии.

Обстановку не портят кроме того технические неприятности, отказы этого аппарата у клиентов, они готовы забыть обиду ему очень многое за дизайн, они желают владеть прекрасным телефоном.

Позднее компания инвестирует в создание первых телефонов в титановом корпусе, после этого появляются аппараты из алюминия и без того потом. Этим достижениям мы обязаны той концепции, что создал Франк Нуово.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Франк отдает все силы проработке концепции телефонов класса «люкс», данный момент смело можно считать рождением марки Vertu, не смотря на то, что компания и будет организована во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Первый проект Voce, что именуют фальстартом для для того чтобы рода телефонов, скоро забывают, сейчас по нему не удается отыскать кроме того крупиц информации, а участники хранят молчание.

Исходя из этого можно считать, что, организовав дизайн-бюро Nokia в 1995-1996 годах, с 1997 года Франк Нуово по большей части посвятил себя созданию новых сегментов для сотовых телефонов – дорогих, имиджевых моделей. Его заслуга — это рождение Vertu, появление 8000 серии, что не так уж мало.

В компании нет личностей, равных ему в дизайне, создается чувство, что Франк Нуово не терпит борьбе. В проектах участвует большое количество гениальных инженеров, но нет броских дизайнеров, которых бы знал мир либо коллеги в Nokia. Дизайн Nokia ассоциируется с одним человеком и лишь им.

Это вершина карьеры Франка Нуово.

Глава продуктового подразделения в Nokia Эрик Андерсон (Eric Andersson) говорил о том, как показалась мысль многоцветных аппаратов в середине 90-х. Это хорошая иллюстрация того, как подобная мысль пришла со стороны не дизайнеров, а инженеров, но была приспособлена и стала популярной.

В городе Salo (Финляндия), где находится один из дизайн-центров Nokia, и R&D, имеется бар Rikala. Инженеры Nokia по пятницам обожали захаживать в бар, дабы выпить по паре пива. Посиделки затягивались иногда до 4 утра, и парой пива дело не исчерпывалось. Телефоны в те времена были громадными, и их выкладывали рядком на барную стойку либо стол. Представляется дюжина однообразных телефонов с однообразной мелодией звонка, скинутых в одну кучу?

К утру узнать, где находится твой телефон, становилось проблематичным. в один раз кто-то из присутствующих внес здравое предложение: раскрасить однообразные аппараты простой автомобильной краской, вдохнуть в них цвет. Мысль оказалась по душе, и уже на следующий сутки инженеры красовались с многоцветными аппаратами.

Как раз так и появилась мысль имиджевых телефонов, моделей, каковые выглядят не так, как другие. По крайней мере, не так, как телефоны того времени.

Уже во второй половине 90-ых годов двадцатого века Nokia робко именует себя “world’s leading design house of mobile communication”. Франк Нуово говорит на показе новой коллекции Kenzo следующее: “We at Nokia do not follow trends. We try to set them.

Being at forefront means that you really have to be intune with what’s happening in fashion, architecture etc.” Мы в Nokia не следуем трендам, мы пробуем их создавать. Быть на переднем крае значит ощущать, что происходит в моде, архитектуре и других областях.

В марте 2006 года огромная страница в истории дизайна от Nokia закончилась, со собственного поста ушел Франк Нуово, передав все дела Алистеру Кертису (Alastair Curtis). Его время прошло, потребители потребовали вторых ответов, желали видеть другой дизайн, и в Nokia это поняли. Но стал ли прагматичный дизайн так же пользуется спросом, как броские работы команды Нуово, — это громадный вопрос.

P.S. В то время, когда пишешь о прошлом той либо другой компании, постоянно сталкиваешься с искушением выстроить всю историю около продуктов. Это так легко — взять на прицел продукты, то, что было видно снаружи, и идти по ним, как по путеводным точкам. Легко не означает весьма интересно.

Данный материал — попытка дать познание, как бизнес больших компаний зависит от видения отдельных людей, их устремлений. Около полугода в работе находится второй материал об истории Vertu, он кроме этого неразрывно связан с именем Франка аккумуляторная. Факты планируют по крупицам, еще бы, поскольку Vertu — одна из самых закрытых компаний на рынке. Не знаю, в то время, когда покажется данный материал, но он совершенно верно будет, и в нем вы определите о полете мысли и о том, как все изменилось.

Что собирались создавать в Vertu, и какое имя компания носила во второй половине 90-ых годов двадцатого века, до ее учреждения.

Интересные записи:

Онлайн-курс «История дизайна»


Еще немного статей: