Куда исчез дизайн мобильных телефонов? три эпохи дизайна телефонов

      Комментарии к записи Куда исчез дизайн мобильных телефонов? три эпохи дизайна телефонов отключены

Мне довольно часто приходится слышать от различных людей, что дизайн у сотовых телефонов провалился сквозь землю, а большая часть устройств как две капли воды похожи – отличие лишь в логотипе компании и паре иных мелочей. В большинстве случаев затем направляться классическая фраза: «А не забываешь, была вот такая модель — вещь!

Посмотришь и с первого взора влюбишься, осознаёшь, что она сделана для тебя».Эти причитания возможно было бы списать на старческое ворчание, если бы подобный движение мыслей не был свойствен и весьма молодым людям, каковые, казалось, времена личного дизайна телефонов застали в пеленках. Но нет, не забывают и приятно отзываются о тех моделях. Давайте совместно постараемся разобраться, куда провалилась сквозь землю броская индивидуальность в дизайне моделей и из-за чего компании предпочитают не экспериментировать, а производить весьма усредненный, похожий друг на друга продукт.

Для обожающих придираться к словам желаю заявить, что как и большая часть людей, под дизайном я подразумеваю не некоторый внешний вид как такой, а что-то броское, запоминающееся. Дизайн, как черта возможно применен полностью к любому продукту, и с формальной точки зрения кроме того булыжник владеет им. Но в дискуссиях это слово приняло совсем другой суть.

К примеру, в то время, когда вы слышите «эта модель владеет дизайном», то совершенно верно понимаете, что снаружи она броская, запоминающаяся, выделяющаяся из неспециализированной массы. Ну, либо ожидаете, что это так, а в действительности эта модель — еще один серый брусок.

Давайте исследуем вопрос, дабы отыскать место, куда удалился личный дизайн ярких моделей и телефонов практически не стало.

Как появился дизайн сотовых телефонов – первая эра –инженерный этап

Сотовый телефон как устройство являлся революцией, в которую не верили кроме того инженеры, имеющие отношение к телекоммуникациям. Первая модель от Motorola взяла неофициальное наименование «кирпич», что отражало сущность дизайна. Для 1973 проблем и года, стоящих перед командой Мартина Купера в Motorola, что нёс ответственность за создание сотового телефона, дизайн не игрался никакой роли. Продажи первого телефона были обеспечены его функциональностью, имиджем, ценой.

Размер телефона кроме этого разрешал забыть о таком параметре, как эргономика. В области дизайна сотовых телефонов была заложена серьёзная веха – уже первый телефон был дешёв в двух цветовых ответах, тёмном и белом. Но, возможно смело заявить, что это был слепок с вторых электронных устройств, где эти два цвета являются преимущественными.

Куда исчез дизайн мобильных телефонов? три эпохи дизайна телефонов

В случае если посмотреть на модели первой исторической эры сотовых телефонов, которую возможно очертить как период с 1973 по 1990 год, то мы заметим множество однообразных, достаточно безликих и громадных моделей. Это эпоха и время кирпичей, в то время, когда дизайну уделялось минимальное внимание. Деление мало условно, поскольку на закате данной эры производители поняли, что дизайн играет роль, и начали изучить это направление.

К примеру, в Motorola во второй половине 80-ых годов XX века появляется модель с флипом – Motorola DPC650.

Фактически в один момент такие компании, как Motorola, Ericsson, Nokia, начинают поиски дизайнеров, инженерный этап развития телефонов фактически закончен, поскольку инженеры знают, что продукт делается массовым, и его эргономика начинает играть роль. Телефоны больше не будут брать лишь за их характеристики – нужно сделать их еще и привлекательными.

Рынок стоит перед очередным эволюционным скачком – миниатюризация разрешит создавать аппараты, каковые легко помещаются в кармане рубахи либо штанов, весят чуть более ста грамм. Практически за два десятка лет инженерного пути развития рынка дизайн оставался не пользуется спросом, а места на корпусе хватало для всех элементов управления. Но обстановка обязана коренным образом измениться, и все чувствуют эти перемены – дизайн преобразовывается в востребованный элемент продукта.

К примеру, Франк Нуово — это дизайнер, что организовал философию Nokia в области эргономики, внешнего вида продуктов – он приходит трудиться в компанию во второй половине 80-ых годов XX века, и его первый продукт «инженеры» от Nokia вычисляют совершенным, выдающимся с позиций дизайна – это Nokia 101.

На стыке эр постоянно существуют продукты, находящиеся в собствености к двум мирам, но ветхая эра еще превалирует, исходя из этого все-таки трансформации стоит отсчитывать с 1990 массы и года телефонов, каковые в первый раз создавались не инженерами, а дизайнерскими бюро.

История Франка Нуово

Происхождение первого телефона от Motorola

Время дизайнеров. 1990-2007 годы – вторая историческая эра

Пожалуй, как раз к данной эре относятся воспоминания большинства людей, каковые сетуют, что дизайн как такой провалился сквозь землю из современных сотовых телефонов. Это золотой век сотовых телефонов, пик их развития, и этому содействовало множество сопутствующих факторов, попытаюсь выделить главные из них:

  • Телефоны в начале 1990-х стали довольно популярным продуктом, но средняя удельная стоиость телефона оставалась высокой, как и прибыли компаний, рынок рос взрывообразно. Это давало возможность инвестировать большие деньги в экспериментальные модели, разрабатывать не линейки стандартизованных продуктов, а отдельные модели;
  • Срок вывода одного телефона на рынок составлял от года до двух, не было спешки в представлении все новых и новых моделей, жизненный цикл телефонов превышал два с половиной года, поскольку их цена была высока, а проникновение незначительно;
  • Инженеры добились миниатюризации шасси телефонов, стал вероятным поиск иных форм, в эти годы были изучены и протестированы все главные форм-факторы телефонов.

Из-за чего я именую это время золотым веком сотовых телефонов? Это была пора юношеских метаний, влюбленностей, поиска себя. Инженеры в компаниях решали чертовски непростые задачи, уменьшали элементную базу. Дизайнеры без спешки трудились над созданием нового и одного из самых увлекательных рынков – рынка дизайна телефонов.

У них обычно отсутствовали готовые ответы, опыт и инструменты, это оборачивалось провалами либо неординарными взлетами. Это было время опытов и храбрых поисков.

У производителей телефонов дизайн в начале 1990-х превратился в приоритет, появился из ниоткуда. Компании сидели на золоте, которым щедро делились с дизайнерами, они нанимали лучших из лучших, не скупясь на зарплаты и расширяя штат до неосуществимости. Уникальность обстановки и в том, что дизайнеры имели время на создание собственных ответов, цикл разработки телефонов это разрешал, еще не наступила эра крысиных бегов за время выхода на рынок.

По моим наблюдениям за Nokia, Ericsson, Motorola, Siemens Mobile тех лет, это была совершенная спайка между дизайнерами и инженерами, последние составляли меньшинство и пристально слушали запросы первых, что тем льстило. Пожалуй, золотой век и заключался в том, что дизайнеры и инженеры трудились совместно, рука об руку, не соперничали между собой. Это время сильных личностей как среди дизайнеров, так и инженеров.

Этакая команда грезы.

Эта эра подарила нам как совсем ненужные с позиций эргономики аппараты, как Nokia 7280, так и Siemens SX1 с необыкновенной формой клавиш, и на излете эры — линейку Xelibri от Siemens.

К данной эре принадлежат раскладушки Motorola и их вершина в лице RAZR, что стал воплощением сверхидеи дизайна над функциональностью. Аппарат, что начали разрабатывать в 2003 году, не планировался как что-то массовое, он давал слово стать нишевой моделью. Но нежданно превратился в бестселлер.

На мой взор, эта модель занимательна в контексте отечественного рассказа, поскольку воплощает полностью те процессы, что происходили на рынке и в начале 2000-х уже собрали обороты. Сотрудничество инженеров и дизайнеров в компаний, которое начиналось как равноправные отношения, к началу 2000-го года очень сильно видоизменилось и зависело от конкретной компании. Обстоятельства направляться искать в изменившимся рынке.

Каждый год количество продаж сотовых телефонов рос, они становились все дешевле, и, как следствие, падал жизненный срок моделей. Одно дело — выбросить телефон, что стоил около тысячи американских долларов, совсем второе — отказаться от аппарата ценой в сто-двести долларов. Для бюджетных моделей требовался недорогой, функциональный дизайн – это противоречило устремлениям компаний в прошлые годы, в то время, когда они стремились сделать модели броскими и узнаваемыми.

На рынке не было ответа и готового решения на вопрос, как создавать дизайн недорогих телефонов, какие конкретно материалы применять. Средняя удельная стоиость телефонов оставалась высокой, и компании имели возможность не экономить на дизайне и материалах. Начались поиски золотой середины.

К примеру, в Ericsson постарались спроецировать дизайн старшей модели на средний сегмент, существенно переработав Ericsson T28s, но покинув узнаваемые контуры в Ericsson T18s.

Линейка моделей Ericsson во второй половине 90-ых годов двадцатого века включала Ericsson T28s как флагман, более дешёвый T18s и совсем недорогой, молодежный T10s. Разрешите вам продемонстрировать фотографию Ericsson T10s, вы заметите, что модель ничем снаружи не отличается от T18s.

С позиций «железа» в T10s не было активного флипа, это было единственное ограничение, firmware от T18s замечательно трудилась на младшей модели. Весьма скоро в Ericsson поняли, что сохранив сходство между T10s и T18s, они искусственно увеличили продажи младшей модели. Учитывая ее значение и положение компании для рынка во второй половине 90-ых годов двадцатого века, данный опыт не остался незамеченным.

Вывод, что сделали все производители, был очевиден – дабы личные бюджетные модели не отнимали телефонов среднего и продажи флагманов сегмента, нужно вносить различия не только в начинке, программном обеспечении, но и в дизайне. Начиная с 2000 года эта мысль превалировала для дизайна недорогих телефонов, их старались не создавать похожими на личные флагманы либо дорогие модели.

В Motorola удачно организовали иную идею для массового, недорогого телефона – в этом сегменте рынка, компания отыскала собственный спасение от падения продаж. Стремясь их сохранить, в Motorola не желали создавать копии дорогих аппаратов, но наряду с этим пробовали дать клиенту чувство дорогой вещи за маленькие деньги. Практически, Motorola первой начала играть в игру – недорогие материалы, но дорого выглядящий дизайн.

Все эти метания в области дизайна пришлись на слом столетий, 2000-2001 годы. На рынке не существовало единого взора на то, какая дизайн-концепция станет главной. На это накладывалось то, какое значение дизайн в компаний купил с 1990-го года, и кем себя стали ощущать дизайнеры.

Золотой век не имеет возможности продолжаться всегда, в второй исторической эры дизайна телефонов, он длился всего около 8-10 лет, очертить совершенно верно данный срок затруднительно, поскольку трансформации носили постепенный, малозаметный темперамент. Соглашусь честно, что будучи вхож в святая святых большинства производителей и общаясь как с дизайнерами, так и с инженерами, я не увидел тогда этих трансформаций.

Они складывались из оброненной фразы, шутки в сторону сотрудника-инженера от дизайнера и тому аналогичных вещей. Были фактически незаметны, дабы уже позже сыграть собственную роль. Трудясь В первую очередь 90-х с инженерами, дизайнеры многому обучались у них, они создавали новую отрасль в дизайне. К середине 90-х были понятны главные инструменты, показались процедуры.

И вот с этого момента дизайнеры стали оказывать влияние на то, какими они видят телефоны с позиций эргономики. Дизайн стал ответственнее, чем инженерная начинка. С некоторыми оговорками, но это было так. И сами дизайнеры начали ощущать собственную значимость, пускай это выражалось в подтруниваниях и беззлобных шутках.

До момента, пока в компаниях не случилось обновление состава сотрудников, эти подтрунивания сглаживались тем, что люди знали друг друга в далеком прошлом. Но когда состав изменялся, шутки становились обидными и появлялся конфликт. В ряде компаний подобные внутренние конфликты купили темперамент прямого противостояния, в котором время от времени побеждали дизайнеры (это история Motorola) или инженеры (история Nokia и ухода в середине 2000-х Франка Нуово).

Необъявленная война инженеров с дизайнерами в производителей купила массовый темперамент в начале 2000-х, к 2005-му году дизайнеры одержали победу фактически во всех компаниях, не считая Nokia, где они проиграли, и это оказало влияние на будущее дизайна этого производителя. Но победа была пирровой, поскольку уменьшение цены телефонов, уменьшение срока их жизни, ухудшение борьбы создали необходимость в штамповке солидного числа сходных, родных функционально аппаратов за маленькие сроки. В случае если в начале эры дизайнеры имели возможность трудиться над аппаратом от одного до полутора лет, то в конце эры для некоторых проектов данный срок составлял от 3 до 6 месяцев.

На мой взор, наилучший знак данной эры – Motorola RAZR. Это модель заката эры, которая демонстрирует преобладание дизайна над функциональностью. Телефон не сильный с позиций функциональности стал популярным в силу дизайна, что и обосновывал в течение нескольких лет, устанавливая рекорды продаж.

Тогда же в Motorola фиксируется мысль преобладания дизайна над функциональностью, которая ошибочна, как и каждая крайность.

В 2000-х рынок переживает расцвет, компании еще тратят громадные средства на дизайн, обычно не считая затрат на недорогие модели, вкладывают в их дизайн средства, сравнимые с таковыми для флагманов. Но изменение обстановки диктует новые правила игры – время индивидуальностей уходит, все сильнее звучат слова об индустриальном дизайне.

Производителям необходимы не личности, не те, кто будет создавать броский дизайн со своим лицом – данный дизайн может нести неприятности (в 2000-х видно большое количество обломков таких храбрых опытов, они отпугивают). Управленцы готовы примириться с тем, что у них не будет броского дизайна, но он будет не хуже, чем у соседей по рынку.

Нет никакого сговора, но все идут в направлении расширения модельных линеек, что машинально свидетельствует падение роли дизайна, на презентациях все чаще звучит словосочетание «индустриальный дизайн». В понимании говорящих это приемлемый материалы и внешний вид, каковые компания приобретает за маленький срок для многих моделей. Дешево и со злобой, но основное, не приводит к у клиентов.

Обкатка «индустриального дизайна» начинается с недорогих моделей, дабы неспешно перебраться в средний и большой ценовые сегменты.

Результат эры несложен – дизайнеры победили инженеров, но сами пали жертвой собственного превосходства, сейчас от них требуют максимально универсальный, несложный и неяркий дизайн. Что противоречит всему, что они делали в рамках второй исторической эры. Для многих дизайнеров это неприемлемо, и они начинают искать В первую очередь 2000-х новое использование для собственных талантов.

Яркой точкой в данной эре делается уход Франка Нуово с должности начальника дизайна Nokia, это происходит в марте 2006 года.

Форм-факторы сотовых телефонов

Xelibri — история обреченного проекта

История неожиданного успеха Motorola Razr

Стратегия Motorolaв области дизайна. 2005 год

Индустриальный дизайн. 2007 год и по настоящее время. Третья историческая эра

2007 год ознаменовался тем, что термин индустриального либо промышленного дизайна превратился в неспециализированное место, компании стали его везде использовать, побеждала эта дизайнерская концепция. В компаниях не осталось дизайнеров эры золотого века, во многом они были заменены молодыми сотрудниками, каковые изначально не имели амбиций и принимались на работу для простых, серийных моделей.

Телефоны стали создаваться по сходным лекалам, подход был универсальным и организованным прошлым поколением дизайнеров, они создали инструмент, что их заменил. Все изменилось не в одночасье, но эти трансформации стали бросаться в глаза.

Тучные годы для производителей телефонов сменились кризисом, что усилило появление Apple iPhone, что, как пылесос, начал отбирать прибыли всех компаний, начал отнимать деньги на разработку новых устройств. Но для третьей эры в дизайне телефонов было множество и других предпосылок. К примеру, большое расширение модельных последовательностей к 2005 году, поляризация рынка, при которой клиенты флагманских устройств фактически не пересекаются с потребителями недорогих телефонов.

Это сделало вероятным применение приемов, каковые считались недопустимыми в золотую эру дизайна – к примеру, недорогие модели среднего уровня начали получать дизайн, как у старших аппаратов. Неписаное правило — цена обязана различаться на треть либо вполовину, а сходство не должно быть стопроцентным.

Мы перешли на протяжении, в то время, когда дизайн стал одной из частичек платформы, ее элементом. Производители, приспособив модель промышленного дизайна, кроме этого шли в направлении унификации комплектующих для телефонов, унификации ПО независимо от использованной ОС. К 2007 году сформировалась мысль того, что телефон возможно и необходимо создавать из строительных блоков, каковые, как кирпичики, возможно тасовать.

Скоро, действенно, недорого.

Вы берёте чипсет от TI, Qualcomm либо MTK, закупаете экраны, выбираете тип памяти, используете ту либо иную ОС, к примеру, Android. Все это стандартные блоки современного телефона, каковые максимально унифицированы в производителя. В этот самый момент мы подходим к крайне важной теме – дизайн опять делается дифференциатором, что может склонить человека к выбору телефона.

Но с солидным числом отличий от прошлой эры.

В эру индустриального дизайна личный подход вероятен лишь для отдельных моделей, так называемых флагманов. Они формируют тот вид, что компания будет деятельно продвигать через рекламные коммуникации. Это лицо компании на ближайший год либо кроме того два.

Из-за чего не применять то, что другие компании не создают неповторимые модели, и не сделать солидную часть собственных аппаратов различными с позиций дизайна? Тут вступает в права простая экономика – все производители живут приблизительно в однообразных условиях закупочных цен на комплектующие, стоимости ПО, дополнительных разработок и без того потом. Дизайн — это одна из составляющих телефона, на которую никто из компаний не имеет возможности тратить большие средства, это справедливо не только для маленьких производителей, но и для Samsung, Apple и других.

Современная экономика кроме этого диктует то, что ни один из производителей не имеет возможности содержать громадный штат гениальных дизайнеров, каковые будут создавать вид различных моделей. Кроме того заработная плат для этих дизайнеров сделает прибыль от продажи телефонов намного меньше, что скажется на неспециализированной экономике производителя. Так как конечные потребители не готовы переплачивать за дизайн, они желают брать товар по той же цене, что и раньше, но дабы у него была броская наружность.

Но чудес не бывает, кто-то обязан оплатить создание дизайна.

В мире сейчас превалирует модель создания дизайна, как в компании Apple. Напомню, что язык дизайна от Apple несложен для понимания – продукты из разных категорий – компьютеры, планшеты, телефоны, плееры – имеют сходные черты. В Apple одними из первых стали применять данный подход системно, не смотря на то, что он виделся на рынке и ранее.

Более того, как раз Apple может позволить себе устанавливать постоянные, стабильные цены на собственные продукты, они не используют модель ценового дисконтирования с течением времени. Это со своей стороны влечет крайне важное последствие – продукты от Apple с позиций не только цены, но и дизайна не устаревают так скоро, как модели вторых производителей. Редким примером применения одного дизайна в течение двух лет есть Apple iPhone. Не так принципиально важно, заберём мы для сравнения iPhone 3G/3Gs либо iPhone 4/4s.

Обе пары моделей аналогичны с позиций дизайна, его срок образовывает 2 года. Практически, это срок за который этот дизайн морально не устаревает, не обращая внимания на то, что многие клиенты уже на следующий год желают что-то иное по виду.

В случае если разглядывать вторых производителей, то мы тут заметим второй жизненный цикл дизайна – он образовывает приблизительно один год. На мой взор, весьма хорошим примером может служить Сони Xperia S, и все последующие модели этого семейства.

взглянуть на данный аппарат, а после этого постарайтесь отыскать отличия в дизайне, за исключением размера, диагонали экрана и тому аналогичных функциональных отличий. В Сони нам демонстрируют подход, при котором инвестиции в создание дизайна для одной из моделей распределяются по всему модельному последовательности. Это желания ограниченности и следствие бюджета реализовывать как возможно больше телефонов, кроме того в ущерб старшей модели, флагману.

В Samsung, создавая семейство Galaxy, пробуют поменять дизайн отдельных моделей, но не делают каких-либо заметных отличий. Тут подход содержится в том, что продается вот таковой дизайн, значит его не нужно сломать. В 2012 году начинается эксплуатация дизайна флагмана – Galaxy S3, таков, к примеру, один из новых двухсимочных аппаратов компании, мелкий собрат по дизайну.

Намерено желаю оговориться, что многие в понятие дизайна включают кроме этого и материалы корпуса. Это, непременно, правильно, но лишь материалы отнюдь не определяют восприятие телефона. Нужно разглядывать совокупность факторов – внешний вид, вес, материалы, эргономику, экран и применяемый интерфейс.

Дизайн в далеком прошлом уже включает в себя целый комплект параметров, а не только внешний вид.

В качестве итоговой ремарки о третьей эре дизайна разрешу себе привести аналогию с телевизорами. Большая часть моделей выполнены в тёмном корпусе, 98 процентов поверхности — это экран с маленькой рамкой около либо вовсе без такой. Для дизайна в хорошем понимании, тут не так много места – но все телевизоры отличаются удобством пультов управления, настроек, переключения каналов и без того потом. Другими словами, дизайн вовсе не провалился сквозь землю, эргономика зависит от вторых факторов.

В области телефонов происходит ровно то же самое, к примеру, недавно я рассуждал на тему того, как интерфейс воздействует на их восприятие и дизайн телефонов, вы имеете возможность прочесть эту заметку тут.

Индустриальный дизайн. 2007-2020? Приход четвертой эры

Человек социален, и из данной особенности отечественного мировоззрения вытекает множество идей, одна из них в том, что мы непостоянны в собственных пристрастиях. Исходя из этого я уверен, что под влиянием различных обстоятельств третья эра индустриального дизайна не будет вечной. Быть может, что ей на смену придет эра актуальных, броских телефонов, быть может, что-то второе.

Мои ощущения говорят, что текущая эра продлится как минимум до 2020 года, это время будет характеризоваться повальным увлечением сенсорными телефонами, быть может, что позднее мы заметим расцвет устройств-трансформеров, каковые лишь появляются на рынке. Кто знает?

причины и Экономические обоснования текущих неприятностей в дизайне телефонов временен . Когда кто-то из производителей сможет отыскать и продемонстрировать, что дизайн играет роль, то мы опять заметим всплеск поисков в этом направлении. Пока же пример Motorola, которая осталась верна своим концепции и традициям 2005 года, демонстрирует, что пользователи не готовы платить за материалы корпуса, дизайн.

Тот же пример и у Сони – броский дизайн и оглушительно низкие продажи.

Остается малый группа, кому это весьма интересно и принципиально важно, но большая часть голосует рублем за простые, достаточно безликие устройства, каковые созданы по концепции промышленного дизайна. Быть может, что рынок изменится под влиянием самих потребителей, каковые начнут уделять дизайну большее внимание (да и сейчас уделяют, взглянуть на продажи Apple iPhone, но достигнуть этого уровня вероятно лишь с затратами на разработку, как у Apple, а это весьма дорого).

Так как все в жизни идет по спирали, мне хочется верить, что четвертая эра будет характеризоваться балансом между дизайном и инженерными решениями, в какой-то мере станет умеренной версией золотого периода в дизайне телефонов.

А вы какой дизайн телефонов желали бы видеть? И какое количество заплатить, доплатить как раз за дизайн? Да и готовы ли доплачивать?

Интересные записи:

Сергей Подшивалин. Дизайн мобильных приложений


Еще немного статей: