Портрет таможни в пастельных тонах или размышления о бизнесе

      Комментарии к записи Портрет таможни в пастельных тонах или размышления о бизнесе отключены

Портрет таможни в пастельных тонах или размышления о бизнесе

В прессе обожают поднимать темы, которые связаны с действиями национальных органов, тем более что последние дают множество предлогов для иронии, острых комментариев и опасаются публичности, как огня. Для государственныхы служащих публичность обычно свидетельствует невосполнимые потери и прямые насиженных мест, отстроенных «бизнес»-схем.

Рынок сотовых телефонов много раз подвергался испытаниям со стороны национальных органов, на нем уже отметилась федеральная таможня России (ФТС РФ), управление и милиция «К», всевозможные контролирующие организации. Начиная с 2005 года, рынок быстро становился максимально официальным, наибольшие производители самостоятельно стали ввозить товар на территорию РФ, чем минимизировали все риски с розничных сетей, оптовых компаний.

Это и риски валютных платежей при трансформации направлений, и политические риски, которые связаны с непрогнозируемым поведением чиновников. Самым хорошим примером для того чтобы поведения возможно признать борьбу с Евросетью, в рамках которой у компании изъяли огромную партию телефонов Motorola, сначала их признали контрафактом, позже «вредными» для здоровья, а позже от греха подальше их якобы стёрли с лица земли.

Действительно, эти телефоны еще определенное время всплывали на рынке, о чем много раз сказал обладатель Евросети Евгений Чичваркин. В ситуации, в то время, когда рынок стал максимально прозрачным, ни производители, ни розничные сети не посчитали нужным каким-либо образом договариваться о помощи со стороны отдельных госдеятелей. Возможно смело сказать, что кормушка в виде огромного рынка сотовых телефонов нежданно закрылась, все стало официальным.

Вспоминается та обстановка по несложной обстоятельству: Чичваркин не стал молчать, как это делали до него предприниматели в компьютерной рознице, вторых отраслях. Евросеть кричала на каждом углу о проблемах, сама стала проблемой, подняв на поверхность множество нелицеприятных тем. Кость в горле. Будущее Евгения иллюстрирует, что у нас подобное поведение не приветствуется.

Утверждать, что лишь это стало обстоятельством его отъезда в Лондон, запрещено, но, без сомнений, его открытое обсуждение и позиция интимных схем общения власти с бизнесом не нравились многим. Сейчас история повторяется, но с другими действующими лицами.

Рынок телефонов официален до неосуществимости, придраться к нему очень сложно. Налоги за телефоны перечисляются исправно, неточностей в таможенных объявлениях практически не случается, компании заинтересованы в своевременных поставках. В этот самый момент нежданно, неожиданно, ФТС начинает собственную игру.Хроника кризиса выглядит так: 19 июня в совокупности ФТС появляется инструкция (профиль риска) для товарной группы «Мобильные терминалы».

Инструкция обрисовывает, как обязан проверяться тот либо другой товар, процедуру. До 19 июня на русском таможне существовала практика выборочной проверки сотовых телефонов. Случайным образом выбирались телефоны из различных поставок, проверялась комплектность поставки, соответствие заявленной декларации. Никаких нарушений таможенного кодекса, носящих не случайный, систематический темперамент отыскано не было.

Для больших поставщиков неформально существовала практика одного окна, в то время, когда их грузы оформлялись максимально скоро. Это логично, поскольку размер поставок Nokia, Samsung огромен, и таможня сама заинтересована в стремительном прохождении грузов. Необходимо понимать, что никаких неприятностей в отношениях между ФТС и производителями/поставщиками телефонов на русском рынке не было.

Гром среди ясного неба, другого эпитета не подберешь к произошедшему 19 июня. Инструкция, вносящая телефоны в профиль риска, предписывала стопроцентный досмотр каждой коробки с телефоном, диагностику IMEI-кода, комплектности поставки и без того потом. Практически все телефоны, находящиеся на таможенных складах, нежданно взяли предписание на полный досмотр.

Объем аппаратов, застрявших, так, составил на 19 июня около 650 тысяч штук. Все партии, приходящие позднее, кроме этого машинально приобретали предписание на стопроцентный досмотр. Инструкция стала женой подписью главы главного управления таможенного контроля и таможенного оформления ФТС РФ Некрасова Дмитрия Викторовича.

Подобное изменение таможенных правил могло быть позвано лишь важными обстоятельствами. Приведу несложной пример. В час пик, с утра, в то время, когда люди мчатся на работу, еще не проснулись до конца, в метро нежданно закрывают все входы и начинают досматривать пассажиров. Появляется огромная пробка, многие не успевают на работу, на дорогах появляются пробки, все ругаются и никто ничего не осознаёт.

Подобные действия милиционеров либо метро оправданны, в случае если появляется важная и обоснованная угроза безопасности, к примеру, теракта. Но для таких действий должны быть веские обстоятельства. Вряд ли закрытие главной транспортной артерии той же Москвы может пройти незамеченным и быть прихотью отдельного государственного служащего либо милицейского чина.

За это возможно лишиться собственного места.

К сожалению, ФТС не вычисляет вероятным растолковывать собственные действия, ни на данный момент, ни в прошлом. Инструкция была введена без каких-либо предварительных консультаций с поставщиками телефонов, что создало на рынке хаос. Но к анонимности ФТС мы возвратимся чуть позднее.

В понедельник, 22 июня, производители не смогли взять каких-либо вразумительных объяснений обстановки, начал происходить срыв поставок партнерам, кое-какие компании сбили график запуска новинок, например, в Nokia не смогли взять главные партии какое количество N97, каковые должны были эксклюзивно продаваться в салонах и фирменной рознице МТС. Это хороший пример, как одна компания утратила проработанный проект по причине того, что быстро изменились правила игры.

Информационный вакуум дал пищу для множества слухов, в оптовых каналах активизировались маленькие компании, стали создавать товарные запасы. Это первенствовала волна маленького кризиса, самые шустрые игроки начали функционировать. Из прошлого опыта никто не ожидал каких-либо подвижек и быстрого решения вопроса.

По таможенному кодексу, задекларированный товар должен быть проверен за три дня, исходя из этого в понедельник не было никаких нарушений, сроки выпуска товара приходились на среду 24 июня да и то не для всего товара. Но во вторник производители забили тревогу, ФТС не предоставила никаких объяснений своим действиям. Неофициальные комментарии звучали, что отныне действует эта инструкция, и все будет происходить как раз так.

В чем неприятность для того чтобы подхода для производителей? Ровно в одном: нельзя прогнозировать время выхода товара с таможни, за его хранение на таможенном складе нужно платить.

К примеру, "Нокиа" за ежедневно хранения непроверенных аппаратов несколько дней назад платила порядка одного миллиона рублей, затраты Samsung были немногим меньше, поскольку количество товара было меньшим.Это дополнительные затраты, непредвиденные затраты, каковые понесли компании потому, что таможня РФ не смогла осуществить досмотр в оговоренные законом сроки. Получается, что компания-производитель не имеет возможности прогнозировать цена поставки партнерам.

В случае если товар пролежит на складе сутки, то это будет одна цена, семь дней — вторая и без того потом. Элемент случайности, на котором строить бизнес нереально.

Во вторник 23 июня главные производители написали письма на имя начальника ФТС РФ Бельянинова А.Ю. В отечественном распоряжении имеются письма от Nokia, Samsung, Сони Ericsson. В них нет ничего особенного, все они написаны в одном ключе. Приведу комментарий компании Nokia об этом ситуации и письме: "23 июня Nokia оправила официальный документ начальнику ФТС России Бельянинову А.Ю. в связи с данной инструкцией, что стала причиной серьезные задержки при таможенном оформлении сотовых телефонов.

По состоянию на 23 июня на таможенных постах Домодедово и Шереметьево скопилось более 440 тысяч телефонов Nokia на сумму около 30 млн. евро, и эта цифра всегда растёт. В письме мы просили рассмотреть возможность оптимизации таможенного контроля сотовых телефонов, к примеру, методом сокращения количеств таможенного досмотра со 100% до 10%, исключением из списка контролируемых моделей сотовых телефонов, комплектация которых уже была проверена в рамках одного таможенного поста, проведением проверки комплектации на нетаможенном складе получателя в рамках постконтроля. С учетом того, что Nokia есть наибольшим таможенным плательщиком, мы сохраняем надежду, что к нам прислушаются, и обстановка, которая, кстати, касается всех вендоров, разрешится".

Одновременно с этим производители стали «сливать» данные в прессу, дабы привлечь к проблеме внимание. Соглашусь честно, что был в командировке и лишь сел в Хитроу, как мне оборвали телефон не журналисты, а игроки рынка (розничные, оптовые компании), накал страстей достиг максимума, эти компании стали скупать все вероятные остатки, готовясь к недостатку телефонов. Исходя из этого посчитал вероятным дать данные «тёплой» строчком в собственном сетевом ежедневнике.

После этого уже не слезал с телефона, давая комментарии журналистам. Решения вопроса либо информации со стороны ФТС не было.

24 июня на сайте ФТС показался пресс-релиз «О таможенном контроле сотовых телефонов», приведу его полностью.

ФТС России приняла меры по усилению таможенного контроля ввозимых партий сотовых телефонов. Таможенные органы при таможенном оформлении и таможенном контроле в отношении сотовых телефонов используют меры таможенного контроля, установленные в рамках совокупности управления рисками.

Эти меры основаны на участившихся случаях заявления недостоверных сведений в части весовых черт,характеристик, и моделей телефонных трубок. Недостоверное заявление таких сведений значительно влияет на определение таможенной цене и есть нарушением таможенных правил.

При осуществлении контрольных мер не нарушаются установленные Таможенным кодексом РФ сроки выпуска товаров (три рабочих дня). Таможенные органы используют достаточные и нужные формы таможенного контроля в рамках таможенного законодательствадля идентификации ввозимых сотовых телефонов.

В связи с официальными обращениями поставщиков и представителей производителей сотовых телефонов, ФТС России прорабатывает вопрос расширения практики выборочного контроля. Срок для того чтобы перехода будет зависеть от результатов проводимых на данный момент мероприятий.

К сожалению, обезличенный пресс-релиз не говорит нам, кто стоит за этими действиями, какие конкретно предпосылки были для введения столь твёрдых мер. Нет, разрешите, тут имеется фраза о случаях заявления «недостоверных сведений довольно весовых черт». Допускаю, что ошибочные объявления для того чтобы рода смогут существовать. Но это мизерное количество. В случае если же речь заходит о массовом явлении, то его нет.

О технических чертях. Мне неясно, как характеристики смогут оказывать влияние на таможенную цена терминала. Совсем неясно. Они воздействуют, но не в рамках тех черт, что заявляют производители при оформлении грузов.

Тут снова какая-то промашка. Обращение о том, что модели телефонов заявляются одни, а поставляются другие, есть прямым нарушением таможенного кодекса. Тут нужно штрафовать таких недобросовестных поставщиков, вводить для них тотальную диагностику. И показывать уровень сбора штрафов. Все инструменты для этого у ФТС имеется, да это и есть работой данного ведомства.

Неприятность в другом: таких случаев практически нет, к большим производителям таких претензий быть не имеет возможности. На 24 июня фраза о том, что не нарушается таможенный кодекс о проверке товара за три дня, соответствует действительности. Первые нарушения наступают лишь к вечеру этого дня, и их возможно отнести на 25 июня.

К сожалению, заявление таможни РФ выглядит как попытка и отписка снизить накал страстей, отвлечь внимание от неприятности СМИ. Просматривая публикации этих дней, обратил внимание на необычную изюминку: ФТС не комментировал обстановку никак, легко заговор молчания. Анонимность — это нужная составляющая национальных организаций, поскольку неосторожное выступление может стоить места.

Но подобная страусиная политика не дает ничего, в ситуации на рынке это создало другой фактор нестабильности. Неофициальные комментарии звучали так, что к концу семь дней вопрос решится, производителей пробовали успокоить всеми дешёвыми методами.

В среду у меня появилась информация, что вопрос будет решен положительно и инструкцию отменят, это был вопрос ближайших дней. Но все эти дни поставляемый товар попадал под необходимую диагностику. Его скопилось порядка 820 тысяч. Производители со знанием дела смаковали то, что домодедовская таможня лучше, чем шереметьевская, оттуда товар выходил стремительнее. Но скорость проверки телефонов составляла порядка 30000 аппаратов в сутки по каждому производителю.

Это было намного меньше поставок. В четверг Nokia заморозила поставки, поскольку это создавало бы затор, товар не выходил с таможни скоро, смысла поставлять новые телефоны не было.

Финиш квартала — это неизменно большие поставки, и действия таможни стали причиной тому, что производители не смогли поставить телефоны своевременно. Никаких санкций со стороны розничных сетей быть не имеет возможности, поскольку это форс-мажор. В комментарии Ведомостям президента Евросети Александра Малиса о ситуации звучит такая фраза, что в июле его компания может "настойчиво попросить" ретро-бонусы, и предположение, что вероятен рост цен на телефоны на 20-25 процентов.

Да и то, и второе относится к области ненаучной фантастики, Александр обожает создавать PR-предлоги «громкими» словами, но к действительности эти фразы не имеют отношения. Никаких бонусов, никакого повышения цен, по крайней мере, в таком количестве. Для чего раскачивать лодку, в которой находятся все, — для меня остается тайной.

С 29 июня обстановка «разрешилась». Так, компания Samsung подала новые декларации, и на них не выписали предписания на тотальную диагностику. Инструкция по профилю риска провалилась сквозь землю, другими словами де-факто ее отменили. Но товар 30 июня с таможни так и не вышел, под благовидными предлогами и по техническим обстоятельствам он остался на таможенных складах.

Обстоятельство, по всей видимости, кроется в том, что таможне нужно выпустить сначала тот товар, что требует полного досмотра, дабы максимально сократить время его нахождения и не очень сильно превышать те самые три дня. В случае если в понедельник настроение участников рынка было сдержанно-оптимистичное, то уже во вторник оно не такое радужное. Обстоятельство таких задержек в отсутствии у таможни персонала для проверки, он не имеет возможности показаться из воздуха.

Информация поступает противоречивая, но задача ФТС — продемонстрировать, что кризис, созданный самой работой, подошел к концу. Но это далеко не так. Выписанные предписания на полный досмотр грузов никто не имеет возможности отменить, исходя из этого более 620 тысяч аппаратов будут подвергнуты полной проверке.

Скорость проверки образовывает порядка 50-60 тысяч телефонов в сутки. Несложно посчитать, что как минимум еще 14 дней таможне нужно будет досматривать «ветхие» телефоны. Одновременно с этим введены новых партий и правила досмотра.

Это случайный выбор каждой пятой декларации среди всех производителей и проверка 50 процентов поставки. Получается, что ФТС возвратилась к объёмам проверки и старым правилам, мало поменяв их форму. Признать собственные действия ошибочными в таможне не смогут, исходя из этого и требуются такие косметические трансформации.

Кому выгодно и для чего? Последствия кризиса

Самое ужасное в данной обстановке содержится в том, что кризис, спровоцированный одной инструкцией ФТС, не удачен никому. От него страдают производители мобильных терминалов, их партнеры, в конечном итоге и клиенты, каковые не приобретают весь спектр телефонов, среди них и новинки. От этого страдает государство, поскольку уменьшившийся размер поставок напрямую воздействует на налоги, их очевидно меньше.

Кроме того таможня страдает, поскольку ее действия никому не понятны, и появляются вопросы об их правомерности, оправданности. Обстановка не удачна никому. Вздор и лишь.

На рынке ходит множество слухов, предположений, догадок о том, из-за чего появилась такая обстановка. Но все эти версии не имеют под собой оснований. К примеру, как вам версия, что подтекст политический, и глава правительства Путин устроил разнос таможне, потребовал устроить показательные посадки людей. Сродни походу премьера в «Перекресток», где он потребовал опустить цены.

Собственного рода показательное выступление, тщетное, но публичное и показываемое главными каналами. Народу должно понравиться как демонстрация заботы о нем. При с таможней что-то подобное. Тщетное воздействие, но наряду с этим непубличное. К сожалению, мы так и не определим, из-за чего и для чего это сделано. Версия о том, что так в таможне проводятся кадровые перестановки, выглядит дико. Она вероятна, поскольку, создав проблему, возможно отыскать и виновных в ней.

Но дикость истории в том, что целый рынок при таких условиях выступает заложником игр государственныхы служащих.

Производители в очередной раз продемонстрировали собственную разобщенность, не смогли выступить единым фронтом. Любой решал и решает появившиеся вопросы самостоятельно, что в полной мере на руку людям, стоящим за этими событиями. Вздор обстановки в том, что под ударом был рынок максимально прозрачный, максимально делающий требования страны.

И это страно. У нас борьба с ветряными мельницами подменяет настоящую работу.

Последствия для рынка важны, но не страшны. Вряд ли мы будем замечать рост стоимостей в розничных сетях для всего спектра телефонов, на кое-какие модели вероятен рост на 3-7 процентов, что связано с их недостатком. В случае если обстановка завершится за 14 дней, и дальше получит новая-ветхая схема проверки, то все этим и ограничится.

Производители понесут дополнительные затраты, поставят во втором квартале меньшее число телефонов, государство недосчитается налогов. Вскрытие коробок с телефонами не принесет проблем, поскольку аппараты кроме того не включают, их открывают и сличают номера, наклейки, защитные пленки не срываются.

Не секрет, что финансовый кризис очень плохо сказался на продажах сотовых телефонов, количество рынка в 2009 году упадет как минимум на 35 процентов. И в этих условиях национальный орган — таможня — формирует другой фактор нестабильности, искусственно сокращает количество рынка (просматривай налогов). Необычная страна у нас, не устаю ей поражаться.

Не следует верить риторике «национальных» мужей о том, что производители сплошь пробуют одурачить несчастное государство, похитить что-то. К сожалению, эти люди делают подобные заявления анонимно, опасаясь явить свету собственные имена. На правах анонимности.Все производители за прозрачные условия работы на рынке, открыты к сотрудничеству, готовы делать все требования страны.

Но они желают осознавать правила игры и играться по ним, причем не так, дабы эти правила изменялись неизменно в зависимости от жажд отдельных людей.

В данной ситуации лично мне хотелось бы определить, из-за чего были введены такие правила досмотра телефонов, как адекватна такая мера. Хотелось бы определить имена людей, важных за подобные ответы. И дабы они оценили экономический эффект, утраты страны, интересы которого они должны в рамках собственной работы выполнять.

Но отчего-то мне думается, что ничего аналогичного мы так и не определим. Анонимность — это стиль работы национальных органов в Российской Федерации, а жаль.

Интересные записи:

Вопросы о бизнесе в Польше!!!!?


Еще немного статей: