Zx-spectrum’у исполняется 30 лет

      Комментарии к записи Zx-spectrum’у исполняется 30 лет отключены

Zx-spectrum'у исполняется 30 лет

Первому популярному "домашнему" компьютеру исполняется 30 лет. 23 апреля 1982 года британская компания Sinclair Researchна базе микрочипа Z80 создала 8-разрядный компьютер ZX Spectrum. В начале 1980-х «ZX Spectrum» был одним из самых популярных компьютеров в Европе, а его бессчётные клоны в начале 1990-х стали широко распространены на постсоветском пространстве/СНГ. Благодаря низкой цене, за первые 17 месяцев было реализовано свыше миллиона этих автомобилей.

Дешевизна компьютера обусловлена рядом факторов: применением разработки ULA (Uncommitted Logic Array), благодаря которой большинство схемы размещалась в одном чипе; низкими техническими и пользовательскими чертями, если сравнивать с более дорогими компьютерами того времени; применением бытового телевизора в качестве магнитофона и монитора в качестве внешнего накопителя…

«Sinclair ZX Spectrum» был представлен в апреле 1982 года в двух вариантах — с 16 и 48 КБ оперативной памяти.

«ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ, в каковые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ снабжала пользовательский ввод-интерфейс и базовый вывод. Системными процедурами (к примеру, печатью на экран) возможно было воспользоваться из машинного кода, позвав их по безотносительным адресам.

Архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, не обращая внимания на наличие в ней неточностей. Размещение таковой «языка программирования» и операционной системы в постоянной памяти снабжало перезагрузку компьютера за несколько секунд, включая тестирование ОЗУ, и, что принципиально важно, уменьшало размер программ (программист имел возможность применять «стандартные» процедуры ПЗУ, не расходуя дешёвую оперативную память и не теряя наряду с этим совместимость).

Первая модель «ZX Spectrum» имела недорогую в производстве клавиатуру, складывающуюся из 40 резиновых клавиш. Характерной её изюминкой была многофункциональность: алфавитно-цифровые клавиши имели до семи значений в разных режимах. Наряду с этим режим ввода отображался посредством курсора.

Такими режимами были: L — для ввода строчных букв, C — для ввода больших букв, K — для ввода главных главных слов BASIC, E — для ввода дополнительных главных операторов и слов и G — для ввода псевдографических, символов и управляющих символов, определённых пользователем. Режим переключался как машинально, так и посредством управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift.

К примеру, в начале комплекта BASIC ожидает номер строчка либо команду, исходя из этого курсор находится в режиме K. Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приведёт к автоматическому вводу оператора GO TO. Затем курсор перейдёт в режим L и разрешит собрать число, имя переменной по буквам либо математическое выражение (а также посредством режима Е). Более поздние модели (начиная с ZX Spectrum 128) разрешали в качестве альтернативы набирать команды языка по буквам.

не меньше характерным был единственный графический режим компьютера при отсутствии текстового. Цвета (8 цветов и два уровня яркости, плюс атрибут мерцания) и фактически графика хранились в различных участках памяти. Наряду с этим, не смотря на то, что графическое разрешение составляло 256?192 точек, цветовые атрибуты задавались по знакоместам.

Каждое знакоместо размером 8?8 пикселей имело возможность иметь лишь два приписанных ему цвета (именуемые цветами «бумаги» и «чернил» в Sinclair BASIC) и по одному атрибуту мерцания и яркости. Так, область 8?8 пикселей кодировалась 9 байтами ОЗУ (8 байт — побитовая картина 8?8 пикселей, 1 байт — атрибуты цвета: 3 бита — цвет символа, 3 бита — цвет фона, 1 бит повышенной яркости и 1 бит мерцания знакоместа).

Такая организация приводила к определённым сложностям (конфликт атрибутов) при создании компьютерной графики. Иначе, небольшой количество экранной памяти (около 7 КБ) разрешал стремительнее обновлять экран и расширить долю ОЗУ, применяемую «фактически программой», что было значительно для компьютерных игр. Помимо этого, особенная организация графического режима разрешала очень сильно оптимизировать вывод текста при отсутствии текстового режима.

Первые модели ZX Spectrum имели однобитный выход звука через встроенный динамик. Воспроизведение музыки, в особенности многоголосной, потребовало применения практически всего времени процессора, поскольку звук всецело генерировался программно. В модели ZX Spectrum 128 была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8912, разрешающая воспроизводить трёхканальный звук без громадных затрат процессорного времени.

Подключение данной микросхемы кроме этого было вероятно и для моделей с количеством памяти 48 КБ.

Источник: cybersecurity

Интересные записи:

The ZX SPECTRUM 128K (+2): 30 Years | It’s a Pixel THING — Ep. 94


Еще немного статей: