Цвет: цветовые модели CMYK и Lab
В основе любого режима лежит цветовая модель — математически определенное цветовое пространство. В этом материале подвергним рассмотрению цветовые модели CMYK и Lab.
Сами законы физики не дают печатать цвета RGB. Так или иначе, но когда необходимо печатать RGB-изображение, следует преобразовать его аддитивные цвета в цвета CMY, т.е. перевести их в чисто субтрактивные цвета.
Цветовая модель CMYK
Модель CMYK представляет четыре цвета, которые применяются для воспроизведения полноцветных изображений: голубой, пурпурный, желтый и черный. Теоретически, для воспроизведения полного диапазона цветов достаточно и красок CMY — действительно, цветная фотография трихроматична, т.е. в ней таких красителей, как голубой, пурпурный и желтый, вполне достаточно, чтобы воссоздать полный диапазон цветов. Однако при печати такое невозможно. Краски CMY всегда создают немного примесей, а бумага разных видов при впитывании краски создает разные уровни яркости, что потом и влияет на ваше восприятие цвета. В результате смешения 100%-ных уровней красок CMY вместо черного цвета получается грязно-коричневый. Чтобы исправить это положение, и добавляется черная краска, которая компенсирует недостающие цвета.
Цветовая модель Lab
Модель Lab разработана в 1976 году научной организацией Comission Internationale d’Eclairage, чьей основной задачей является измерение цвета. Эта модель уникальна потому, что она аппаратно-независимая. В моделях RGB и CMYK цвета описываются в виде значений их компонентов (так, как эти значения предположительно выглядят), но не могут учесть изменение аппаратуры и среды (которые определяют, как они в конечном итоге будут выглядеть). Модель Lab конструируется согласно тому, какой цвет в действительности и как его воспринимают в разных средах.
Основная идея такова. Хотя ваш глаз наиболее чувствителен к таким цветам, как красный, зеленый и синий, вы не сможете распознать разные цвета, пока в мозгу не зарегистрируются три дополнительных нервных сигнала: связь “фиолетовый—зеленый”, связь “желтый—синий” и яркостная связь (иначе называемая связью “черный—белый”).
Фиолетовый цвет не содержит зеленого, желтый не содержит синий, а белый цвет не содержит черного. В модели Lab правильно предполагается, что любой воспринимаемый цвет можно описать, указав с помощью чисел (квантования) его положение в этих компонентах. Когда для подсчета некоторых условий освещения используется спецификация Lab, их можно в дальнейшем уточнять на основе реакции на них человеческого глаза.
Lab — это на самом деле аббревиатура трех используемых компонентов цветового пространства. L представляет освещенность (Lightness), или насколько цвет является ярким, а -положение цвета между пурпурным (magenta) и зеленым (green). А b — его положение между желтым (yellow) и синим (blue).
Вы этого, возможно, не осознаете, но Lab является одной из самых распространенных моделей в полиграфии. При любом преобразовании изображения из одной цветовой модели в другую программа Photoshop вначале выполняет внутреннее преобразование в модель Lab. Как только вы настроите установки для печати или цветоделения, Photoshop использует пространство Lab для определения взаимосвязанных значений RGB и CMYK, а затем строит базу данных, которая называется таблицей просмотра (Look-Up Table — LUT). Во время преобразования Photoshop использует эту таблицу, чтобы создавать необходимые цвета.
Lab — это превосходная модель передачи цветовой информации от одной машины к другой. Эта модель при расчете цвета используется большинством аппаратно-независимых систем управления цветом, а также многими сканерами. Цветовое пространство YCC фирмы Kodak (разработанное для системы PhotoCD той же фирмы) также создано на основе пространства Lab. Уважаемые ученые, работающие с цветом, о модели Lab написали целые тома, а небольшая команда твердокаменных спецов высочайшей пробы клянется, что у этой модели нет никакой альтернативы.
Значит ли это, что вам следует выполнять цветовые настройки в цветовом режиме Lab? Конечно же, нет. Будучи абстрактной и сильно математизированной, модель Lab будет для нормального человека еще той работенкой. Ее трудно понять, не говоря уже о том, чтобы ею овладеть. Полезнее будет сосредоточиться на связи между цветами RGB и CMYK; занимайтесь Lab только тогда, когда этого специально потребует ваша работа.