IronnerГрафический дизайн → Графическое исполнение: знаки в промышленности

Графическое исполнение: знаки в промышленности

10 октября 2011 года

Необходимо внести ясность по целому ряду знаковых систем в графическом дизайне, которые играют важную роль в повседневной жизни общества. В наше время наука, культура, производство и сфера быта используют и приумножают большое количество разнообразных знаковых систем, которые разделяются по функциональному назначению.

Отличительные знаки:

Первую группу составляют отличительные знаки. К таковым относятся все виды знаков рекламного назначения, т.е. фирменные, товарные, знаки обслуживания, издательские марки, личные и книжные знаки.

Наряду с юридической (защитной) функцией и функцией маркировки, знакам этой группы необходим больший уровень графической индивидуальности, чтобы они могли запоминаться легко и быстро, идентифицируясь с товаром или его производителем. Для достижения этого требования необходимым отличительным свойством знаков должна быть оригинальность смыслового и композиционного решения, высокая культура графического исполнения.

Учебные знаки:

Ко второй группе знаков относятся учебные знаки. Восприятие и запоминание этих знаков, как правило, связано с обязательной необходимостью. Сюда относятся все математические знаки, знаки кибернетики, техники, знаки ориентации, музыкальные нотные, знаки корректуры, знаки на домашних приборах, текстильных изделиях и многие другие.

Некоторые из учебных знаков пришли к нам из древности и могут считаться законченными, как, например, знаки математики или ноты в музыке. Другие знаки, как, например, дорожные или знаки техники, находятся в развитии и зависят от соответствующего уровня техники на каждый данный момент.

Читаемые знаки:

К третьей группе относятся читаемые знаки. Сюда входят пиктограммы (указатели служб, услуг, мест общественного пользования), ориентирующие символы соревнований, ярмарок, торговых центров и др.

Между читаемыми и учебными знаками иногда трудно провести границу. Некоторые учебные знаки являются читаемыми, но в то же время могут быть поставлены в один ряд с пиктограммами.

Поскольку пиктография — это образное выражение понятий через связанный с изображенным предметом смысл, должна нести ясную информацию, которая легко считывается. Таким образом передается четкая информация или помощь для ориентировки. Необходимым условием при создании читаемых знаков является их смысловая и графическая ясность, доступность для восприятия и быстрого понимания всеми возрастными группами населения и приезжающими иностранцами.

В пиктограммах исключается применение каких-либо букв и слов. Применение пиктограмм и ориентирующих символов наиболее целесообразно там, где происходит оживленное движение международной публики. Это фестивали, соревнования, международные выставки и ярмарки. Оно уместно также в больших универсальных магазинах и, конечно, на транспорте.

К читаемым знакам относятся также знаки безопасности, снабженные, как правило, сигнальными цветами: красным, желтым, зеленым и синим, которые соседствуют на пиктограммах с белым и черным цветами. Такие знаки используются там, где что-либо запрещается ( «не прикасаться», «вход запрещен», «опасные химикаты», «опасно» и др.)

Отличительные графические знаки делятся на изобразительные, шрифтовые (буквенные), словесные (знаки-логотипы) и комбинированные знаки, в которых могут сочетаться элементы трех названных выше знаков.

О создании и использовании знаков:

В многочисленных исследованиях анализируются психологические основы, сознательные, подсознательные «обольщающие» мотивы. На помощь привлекаются статистика, психология, социология и математические исследования. Все обращено на поиск средств, путей и методов обработки потребителя, т. е. обработки спроса со стороны предложения. Потребитель является объектом изучения, чтобы выяснить, как, где и когда он должен совершить покупку и каково влияние фирменной марки на этот процесс, венчающий все мероприятия по рекламе. Отсюда выходит, что товарный знак (марка) должен соответствовать общему характеру и виду товара, являясь концентрированным выражением его наивысших свойств.

Товарный знак должен быть лаконичным и простым, хорошо опознаваемым. Слова, шрифт, изображение, составляющие знак, должны нравиться потребителю и хорошо запоминаться.

Во всех странах, в том числе и у нас в России, вновь создаваемые знаки подлежат обязательной регистрации на правительственном уровне, для получения права их использования.

Основным критерием сходства изобразительных шрифтовых и комбинированных обозначений является общее зрительное впечатление, производимое ими при сравнении. Фонетическое сходство является основным фактором сходства словесных обозначений.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода, а также общепринятые символы и термины, связанные с определенной деятельностью.

К общим символам, связанным с определенной деятельностью, относятся обозначения, непосредственно указывающие на отрасль промышленности или область деятельности, к которым относятся товары или услуги, содержащиеся в перечне товаров или услуг заявки.

Не регистрируются обозначения, состоящие из отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словесным характером, т.е. не воспринимающиеся как слово или неудобно произносимые с точки зрения языка, на котором регистрируется знак.

Также не могут быть зарегистрированными в качестве товарных знаков:

1. Государственные гербы, факсимиле, печати, клейма, знаки международных организаций, если на это нет согласия соответствующих органов.

2. Изображения, состоящие исключительно из текста, содержащего сведения о времени изготовления товара, адресе предприятия, цене, количестве, мере и т.п. в тех случаях, когда такие сведения дополняют основное изображение знака, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано только основное изображение без этого текста. Такой текст может быть помещен вместе с товарным знаком, но не на изображении самого знака.

3. Изображения, противоречащие общественным интересам или аморальные по своему со держанию.

4. Изображения, способные ввести в заблуждение покупателя относительно изготовителя или места производства товара, географические обо значения, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товаров, не регистрируются в качестве товарных знаков, так как регистрация их на имя одного предприятия ущемляет права всех остальных предприятий, находящихся в той же местности, и лишает их возможности использовать эти обозначения для маркировки и рекламы своих товаров.

5. Изображения, противоречащие международным соглашениям.

Поскольку право на товарный знак исключительное, пользоваться им может только данное предприятие или фирма, зарегистрировавшие знак на свое имя. Регистрация товарных знаков, кроме того, ставит своей целью прекратить незаконное использование другими предприятиями, одноименными или сходными с зарегистрированными товарными знаками, и предотвращает применение сходных товарных знаков в маркировке аналогичной продукции.

Одновременно с продлением срока действия товарного знака могут быть внесены в него неко"торые композиционные изменения, которые, в то же время, не должны изменять существа и общего зрительного облика данного товарного знака.

Товарные знаки и знаки обслуживания принимаются к регистрации в черно-белом исполнении, а после того, как они зарегистрированы и владелец знака получил право на исключительное использование, он может в средствах печатной рекламы и упаковки при воспроизведении знака применять любые цвета.

Создавая оригинал товарного знака, художник должен представлять, каким образом будет использоваться знак при маркировке, какие технологические приемы будут применяться для его воспроизведения: на самом изделии, этикетках, ярлыках или на его упаковке.