IronnerГрафический дизайн → Цвет: изменчивость, влияние света на цвет

Цвет: изменчивость, влияние света на цвет

7 октября 2011 года

Цвет — основа графических элементов, генератор эмоций у людей. Колористическое оформление передает акценты на важной информации, может вызвать беспокойство или стимулировать к определенным действиям. Это мощный фактор манипуляции эмоциями людей.

Изменчивость цвета

Поговорим немного о роли цвета в окружающем нас мире. Попросту говоря, цвет— эго форма световой энергии, передаваемой в виде волн. Длина каждой волны определяет ее интен"сивность, прямо связанную с ее внешним видом. Некоторые волны нельзя увидеть человече"ским глазом: например, у инфракрасного света длины волн для этого слишком велики, а у рентгеновских лучей — слишком малы. Между ними и находится видимый спектр, который вы проходили в курсе физики за 9-й класс. Цвета в спектре плавно переходят один в другой, но ради удобства все это цветовое разнообразие делят на несколько так называемых главных цве"тов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Из этих главных цветов основными являются красный, зеленый и синий.

Цвет как физическое явление

Когда люди думают о цвете, они склонны при этом представлять себе физические объекты, такие как зеленая трава, черная Хонда или синяя бейсболка. То, что вы понимаете как цвет, в действительности является следствием поглощения и отражения световых волн, которые воз"действуют на “датчики” внутри глаза, и в результате этого воздействия в мозге возникают оп"ределенные ассоциации. На внешний вид конкретного цвета оказывают влияние три физиче"ских фактора: источник света, информация об окружающих предметах и даже ваши глаза.

Влияние света на цвет

Белый свет — это комбинация всех длин волн видимого спектра. Когда свет попадает на несветящийся объект (такой как бумага или краска), волны некоторых длин поглощаются ма"териалом, а других— отражаются от него, и поглощенные волны создают видимость цвета. Проходя через прозрачный материал (например, фотопленку), свет скорее фильтруется, чем по"глощается, но эффект получается тот же самый. Длины волн видимого света определенным об"разом изменяются, и у зрителя возникает впечатление создания нового цвета.

Различные по качеству источники света, который отражается от объекта, сильно воздейст"вуют на длины волн, получившиеся в результате отражения, а следовательно, и на ваше вос"приятие цвета. Предположим, например, что вы машете одним и тем же предметом, имеющим определенный цвет, перед двумя разными источниками света. Предмет один и тот же, и он по"глощает от каждого источника одни и те же световые волны. Однако так как первоначальные световые волны разные, отраженные волны тоже разные, в результате чего создается впечатле"ние, что предмет в каждом случае разного цвета.

Это легко увидеть самому. В следующий раз, когда будете в супермаркете, внимательно по"смотрите в бакалейном отделе на коробку с кукурузными хлопьями, затем, принеся ее домой, изучите эту коробку снова. Верхнее флуоресцентное освещение в супермаркете несколько отли"чается от 60-ваттной “колбы” у вас в гостиной; они излучают разные комбинации световой энергии. Коробка с хлопьями остается той же самой, но ее цвет в каждом из этих мест выглядит по-другому, так как изменился источник света.

Измерение света

Большинство людей прямо не связаны с созданием и воспроизведением цветных изобра-жений. И этим людям буквально “до лампочки” научная подоплека примера с разными ис"точниками света, да и не их это дело. Такие люди всего лишь знают, что один какой-то свет вызывает у них головную боль, другой — создает ощущение уюта и т.д. Зато остальные: фото"графы, художники и подобного рода специалисты — обязаны каким-то образом оценивать ка"чество света, чтобы пользоваться стандартными постоянными значениями.

Это делается измерением температуры источника света, т.е. его хроматичности. Специали"сты по цвету используют шкалу Кельвина, которая начинается с абсолютного нуля (—273 °К) — температурной точки, при которой прекращается всякое движение молекул. Идея сопоставить свет и температуру на первый взгляд кажется странной, но все же в ней есть определенный смысл. Представьте себе нагрев стального провода. По мере увеличения температуры он нака"ляется докрасна, затем добела и, наконец, начинает светиться голубым цветом. Если вы сопос"тавите с соответствующей температурой каждый такой этап, связанный с определенным цве"том, то приблизитесь уже к идее.

В природе температура света находится в промежутке от 1900 °К (т.е. Кельвинов, а не кило"байтов) для слабого света свечи и до 7500 °К для яркого дневного света. Чтобы наблюдать за цветом в условиях производства, в качестве промышленного стандарта давно используют тем"пературу 5000 °К. В идеале это означает, что каждый, кто работает с цветом, должен иметь воз"можность оценивать материалы при одинаковых условиях освещения. Когда в нескольких сре"дах одинаковое освещение, цветовой корректор в сервисном бюро и дизайнер у себя в студии имеют возможность делать идентичные пробные оттиски. И у этих оттисков будет меньше раз"личий, затрудняющих общение специалистов в ходе работы и их понимание цветов.

Ваши мысли:

Ваше имя:

Комментарий:

Для выделения используйте следующий код: [i]курсив[/i], [b]жирный[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Ссылку начните с http://. Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Сколько будет 64+1?