IronnerВеб-дизайн → Определение юзабилити: что и как

Определение юзабилити: что и как

25 ноября 2011 года

Юзабилити (usability): если буквально переводить с английского языка это слово, то получится что-то вроде «способность к использованию» или «удобство употребления». В общем случае юзабилити — степень удобства и простоты использования некоторого продукта для его потребителя, а также способы обеспечения этого удобства. Помимо слова «юзабилити» существует более известный в русском языке термин «эргономика».

В определении юзабилити употребляется слово «продукт», что говорит о широкой применимости понятия. Юзабилити является очень важным критерием не только для Web-сайтов, но и для различных программ (графических и текстовых редакторов, клиентских оболочек СУБД и т.д,). Кроме того, юзабилити — свойство, присущее и вполне бытовым вещам.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда, запуская на своем компьютере новую программу, вы часами возились с ней, пытаясь сделать элементарные действия, но в другой программе подобного плана вы разбирались в течение нескольких минут…

Юзабилити невозможно измерить количественно. Нельзя сказать, что юзабилити некоторого поискового портала равно 6,9 сайто-часов или 18 человеко-страниц. Можно лишь говорить о том, что работать с одной поисковой системой удобнее, чем с другой.

Конкретный смысл понятия «юзабилити» определяется в контексте:

1. Если дело касается внешнего вида некоторого Web-сайта, то юзабилити определяют специфичные для Web законы (цвета ссылок, размеры кнопок и пиктограмм и т.д.).

2. Если речь идет о юзабилити программного продукта, например, графического редактора, то становятся более важными способы выделения объектов, количество «горячих» клавиш и «скрытых» команд, очевидность взаимодействия с элементами, перегруженность интерфейса лишней информацией и т.д.

3. Если мы говорим о «начинке» компьютера, то на удобство его использования при настройке и сборке влияют способы крепления деталей, количество переключателей и перемычек на платах и т.п.

Однако вернемся к программным продуктам и Web-сайтам. Основной целью любого программного продукта с точки зрения интерфейса и удобства использования является следующее: пользователь должен работать эффективно, рационально, получать удовлетворение от работы и максимально быстро достигать поставленных целей. Иначе говоря, входными данными для юзабилити должны служить цели пользователя, а выходными — эффективность его работы.

Человек устроен так, что на все хорошее, что с ним происходит, он обращает гораздо меньше внимания, чем на плохое. Это относится и к работе с Web-сайтом. Интернет-ресурсы могут коренным образом отличаться, но, если с ними удобно работать, эти отличия словно исчезают и самого процесса достижения цели мы не замечаем.
В то же время неудачные интерфейсные решения въедаются в сознание, как ржавчина в металл, и стереть их очень трудно. Вы не обязательно должны получать массу благодарственных писем за хороший дизайн и высокий уровень юзабилити, но за противоположное, будьте уверены, вы натерпитесь. Вас завалят недовольными отзывами, и ваша репутация будет безнадежно испорчена.