IronnerГрафический дизайн → Основы цвета и психология восприятия цвета человеком

Основы цвета и психология восприятия цвета человеком

23 января 2012 года

Окружающий нас мир, чрезвычайно многообразен и красочен. Нас завораживает разноцветными огнями рекламы ночной город, яркими красками мир детских игрушек, восхищают живые краски природы, изменяющиеся по временам года и суток, им посвящают свои картины художники, их воспевают поэты и т.д.

Из истории колористики

Цвет — древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знания о нем.

Исследованиями цвета занимались многие ученые. Широко известно учение Гете о цвете, в частности, его «цветовой круг», ставший ключом к разгадке тайны цвета, инструментом его практического освоения в руках художника, архитектора, а сегодня и дизайнера.

Законы цветовой гармонии относительны и во многом носят субъективный характер. Из истории мы знаем, что у различных народов определенные цветовые сочетания считались особенно красивыми: терракотово-красный с черным — основной мотив росписи керамики Древней Греции, для туркестанской же керамики типичны различные сочетания глубокого кобальтового цвета с цветом золотой охры.

Преобладание терракотово-охристой гаммы в произведениях декоративно-прикладного искусства (керамика, текстиль) Молдавии, яркие, контрастные сочетания локальных, контрастных цветов — красного, зеленого, белого, черного — в национальной одежде узбеков.

У древних народов цвет имел и определенное символическое значение. Одна из типичных вавилонских башен — храм Навуходоносора в Вавилоне — несла на себе яркие символические цвета: черный, оранжевый, красный, желтый, зеленый, голубой, белый — семь планет небесной сферы.

Цветовая палитра Древнего Египта символизировала: солнце (золотисто-желтый), человека (красный), вечность природы (зеленый), землю (пурпурный), справедливость (синий).

И там, где мы говорим о цветовой гармонии, о способности цвета возбуждать определенные эмоции и создавать психологический комфорт, египтянин прежде всего связывал с цветом определенные его значения.

Кроме того, наблюдения показали — у каждого человека есть свое особое отношение к цвету — симпатии к одним цветам и антипатии к другим, т.е., у человека есть определенная шкала любимых цветов, которая является своеобразным выражением индивидуальности этого человека.

При этом, шкала любимых цветов изменяется в течении жизни человека. Дети больше любят интенсивные цвета, отдавая предпочтение красному, у взрослых самый любимый синий, а затем красный, а с наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона.

Психология восприятие цвета человеком

Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. Обеспечивая безопасный и продуктивный труд, удобство при пользовании бытовыми предметами, комфорт во время отдыха, цвет в организации окружающей человека предметной среды имеет исключительно важное значение.

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятия.

Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого.

Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при ее формировании в целом.

Издавна известно, что зрительное восприятие различных цветов человеком неодинаково. В природе существует так называемая воздушная перспектива — удаленные предметы, воспринимаемые через слой воздуха, кажутся как бы в синей дымке. Поэтому предметы, окрашенные в холодные тона, нам кажутся удаленными, в теплые тона — приближенными. Зная эти особенности человеческого восприятия можно цветом зрительно корректировать пространство: например, «удалять» или «приближать» плоскости стен в интерьере.

Предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета зрительно воспринимаются нами больше своих действительных размеров. Окраска предметов несколькими различными по интенсивности и спектру цветами зрительно приближая или, напротив, удаляя его отдельные окрашенные в соответствующие цвета части, может визуально значительно изменить его форму.

Комментарии:

#1. 5 июня 2013 года, 10:16. masha пишет:
Размещение рекламы
Добрый день !

Очень рад, что нашел Ваш сайт и пишу Вам! Мы хотим разместить текстовую ссылку на вашем сайте в нижней его части или в боковых.Ссылка должна быть внешняя должна иметь код, который не содержит <js>,<no follow>,< Flash > и <Iframe>.
Это один из наших сайтов http://www.aliexpress.com
Если можно, скажите мне пожалуйста, какая цена на три месяца размещения и возможные способы оплаты!Надеемся на долгое сотрудничество! Жду ответа от вас! Спасибо большое заранее!

Маша
#2. 24 ноября 2013 года, 17:00. Василий пишет:
<a href = 'http://www.logodesigner.ru/article/250.htm'; >Реклама</a> — одна из тех отраслей, в которой гармонично уживаются искусство и бизнес. Работая над «лицом» компании (сайт, логотип, различные элементы фирменного стиля), дизайнер стремится создать не просто эстетически-привлекательный образ, но и качественный, грамотно продуманный маркетинговый инструмент, который позволит заказчику зарабатывать деньги.