IronnerГрафический дизайн → Введение в дизайн: мода и стиль в дизайне

Введение в дизайн: мода и стиль в дизайне

21 января 2012 года

Творчество дизайнера тесно связано с модой — господствующими в обществе в тот или иной период времени эстетическими предпочтениями в одежде и нарядах, окружающих предметах обихода, обычаях и манерах.

Чувство конъюнктуры, изучение рыночного спроса — все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках современной моды, но и чувствовать направления ее перспективного развития, а зачастую и определять их.

Понятие «Мода»

Слово «мода» происходит от французского «mode» (а то в свою очередь восходит к латинскому — “modus”) и означает «мера, правило, предписание».

Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры — вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр.

Мода характеризует взаимоотношения между человеком и вещью, предметной средой вообще. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление, в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды.
Цикличность моды

Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. «Мода — это… обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек — наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают». Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы:

Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро.

Мода кардинально изменила понятие качество изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязеотталкивающие свойства и др.

Стиль в дизайне. Понятие «фирменный стиль»

Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них является «Фирменный стиль», под которым понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы — от среды до продукции.

Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.

Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы.

В отличие от традиционного исторического художественного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры (готика существовала более 3-х веков на территории государств Западной и частично Восточной Европы) фирменный стиль создается конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ.

Фирменные стили в архитектуре

Метод фирменных стилей получает все большее развитие. Начинает он использоваться и в архитектуре. Такие крупные градостроительные образования, как пешеходные улицы, аэропорты и вокзалы, ярмарки и торговые центры, спортивные и выставочные комплексы, жилые кварталы, занимающие порой гигантские территории, зачастую трудно бывает представить как единый архитектурный ансамбль. В этих случаях на помощь приходит дизайн.

В едином стилистическом ключе создается система визуальных коммуникаций, уличной мебели и оборудования, который помогает формировать образно-художественную целостность таких градостроительных комплексов.

Зачастую фирменный стиль посвящается какому-то крупному событию, например олимпийские игры, международная ярмарка, крупная выставка. В этом случае образы фирменного стиля не ограничиваются только объектами архитектуры и городского дизайна, они распространяются значительно шире. Это и реклама на транспорте, телевидении, радио, печати, одежда обслуживающего персонала, интерьеры, печатная продукция, талисманы, сувениры и многое другое.