IronnerВеб-дизайн → Текст: элементы содержания и правильное оформление

Текст: элементы содержания и правильное оформление

28 ноября 2011 года

Текст — всякая завершенная последовательность предложений, слов, знаков, находящаяся на странице (статья, новость, рекламный блок, высказывания пользователей по какому-либо вопросу и т.д.). В большинстве случаев текст обладает заголовком, разделен на абзацы, которые, в свою очередь, состоят из предложений.

Текст занимает 60—65 % Всемирной паутины. Способ подачи этой информации неоспоримо важен, однако большое значение имеет и заинтересованность посетителя в той информации, которую он ищет.

Человек согласится читать все что угодно, если у него есть к этому стимул, пусть это статья про его соседей в городском новостном портале или информация о лечении редкой болезни его любимого хомячка. Ресурсов, которые могут не обращать внимания на то, как они ведут себя по отношению к пользователям, весьма немного.

Главный двигатель прогресса в Web — это конкуренция. И удержать пользователя на своем сайте разработчику ох как непросто. Представьте себе любой крупный рынок с рядом лотков, продающих одно и то же. Кто из продавцов вас заинтересует своим предложением, тот и продаст его, хотя товар у всех практически одинаковый. Доверие посетителей надо заслужить.

Подход к оформлению текста может быть различным. Существуют коммерческие сайты, электронные журналы и газеты, агентства новостей, Web-студии, поисковые и информационные порталы — это первая группа сайтов. Тексты таких сайтов всегда более структурированы и отличаются официальным стилем. Вольности в подаче материала допускаются крайне редко. Соответственно, и отношение у посетителей к текстам такое же — официоз и есть официоз, а если на таких сайтах ошибки или разговорный язык, то такому источнику просто перестают доверять.

Ко второй группе относятся развлекательные сайты, ресурсы, оказывающие помощь в проблемах, связанных с чем бы то ни было, форумы и персональные сайты. Тексты на таких сайтах подобны разговорам в обычной жизни. Здесь может попадаться и ненормативная лексика, и жаргон, и намеренные грамматические ошибки. Пользователи относятся к таким текстам снисходительно.

Структура текста:

Заголовки

Содержание заголовка зависит от целей, которые вы преследуете (Заголовки и их правильное использование). Ёсли вы хотите завлечь пользователя, то для таких целей часто используют «громкие» и интригующие заголовки. Они утрированно демонстрируют то, как устроено внимание: люди часто хватают информацию кусками и, в первую очередь, заголовки. Отношение к заголовкам не меняется, даже если речь идет об информационных порталах. В случае, когда пользователь ищет информацию и завлекать его не надо, нужно удержать его внимание, показав, что у вас есть то, что он ищет.

Заголовок должен быть кратким, четким и ясным, чтобы пользователи понимали, с чем они столкнулись. Если ваш заголовок, например, «Создание качественных Web-страниц при помощи визуальных редакторов», а посетителю совершенно неинтересны визуальные редакторы, то зачем вам его удерживать, ведь он не из вашей целевой аудитории и больше к вам не вернется? Зачем обманывать его и тратить свое время на придумывание завлекающих элементов?

При составлении заголовка надо помнить:

Рассмотрим в качестве примера приведенный выше заголовок «Создание качественных Web-страниц при помощи визуальных редакторов». Посмотрим, что с ним можно сделать. Представлю, что я посетитель. Меня лично совершенно не интересуют визуальные редакторы, т.к. я создаю «качественные» Web-страницы при помощи простого текстового редактора. Но я могу и не дочитать этот довольно длинный заголовок до конца и сразу начну знакомиться со статьей, а потом обижусь на то, что меня «обманули». Либо, наоборот, я мечтаю о создании своего сайта, но не знаю, как это сделать. В обоих случаях ключевыми словами являются «визуальные редакторы», поэтому необходимо их перенести в заголовке в начало.

«Визуальные редакторы: создание качественных Web-страниц». Уже лучше. Обратите внимание, что сам по себе заголовок еще и укоротился.

Далее «качественные Web-страницы». Те посетители, которые попали на ваш сайт не случайно, свято верят в то, что они всегда создают качественные страницы. Зачем говорить им об этом еще раз? В то же время, если опустить это слово и оставить только «Визуальные редакторы: создание Web-страниц», то такой заголовок покажется слишком общим, по принципу «все обо всем», в нем не будет изюминки. Я, конечно же, не претендую на самого лучшего составителя заголовков, но на своем сайте, над статьей о работе Web-мастеров в визуальных редакторах, я бы написал: «Визуальные редакторы: особенности создания Web-страниц».

Аннотация

Аннотация — это краткое изложение либо описание того, что человеку предстоит прочитать. Она должна давать представление, какие именно знания получит читатель при ознакомлении с информацией. Аннотация используется не очень часто, потому что не совсем соответствует той сути, которую придают Web большинство людей. Зачастую сама информация организована так, что в аннотации нет нужды. Простой пример: на сайте с международными новостями расположен список статей в виде гиперссылок-заголовков. Щелкаешь по заголовку — попадаешь в краткое содержание статьи. Щелкаешь по ссылке читать всю статью — раскрывается полное содержание.

Иногда аннотация используется для общего описания содержимого, Например, для описания книги в интернет-магазине берется реальная аннотация из этой книги. Это самое удачное ее применение.

Абзац

Абзац — это некоторая логически завершенная часть текста. Даже начинающих писателей в книгах и на курсах писательского мастерства учат не делать абзацы длинными. Такие абзацы во много раз тяжелее воспринимаются, кроме того, читать текст «по диагонали» уже сложнее. Не стоит лишать посетителей этой возможности.

Предложение

Предложение — логически завершенная часть абзаца (некоторая мысль). Длинные предложения воспринимать сложнее. При чтении предложения мысль постепенно формируется, и наступает момент, когда память уже не может удержать эту мысль в воздухе. Она должна воспринять ее целиком или потерять. Если в этом месте внезапно появляется какой-нибудь деепричастный оборот или несколько, казалось бы, нужных прилагательных, то посетитель совершенно потеряется в дебрях вашего предложения. Он не может вспомнить ничего из прочитанного.

Слова, которые вы используете в предложении, зависят от вашего лексического запаса, образования, воспитания, привычек и темы. Науке составлять слова в предложения порой учат несколько лет. Жаргон и просторечия, а также намеренные ошибки воспринимаются с большим трудом и отталкивают посетителей. Это правила плохого тона. Но многие почему-то считают, что урок по созданию, например, флэш-анимации, будет более понятен и доступен неопытному читателю, если он прочтет «зафигачить» вместо «вставить».

К большей части текстовой информации в интернете можно применить те же знания и принципы, что и в издательском деле и полиграфии — о количестве шрифтов на странице, о читаемости текста, о дизайне. Если эти знания вам доступны — применяйте их.