IronnerГрафический дизайн → Искусство графики: виды, особенности и признаки

Искусство графики: виды, особенности и признаки

15 сентября 2011 года
Об искусстве графики:

«Графика» это слово происходит от греческого «графо», которое примерно переводится, как «пишу». Так как любое письмо в основном осуществляется при помощи кисти или пера, дающих на бумаге линию одного цвета, то графика это в первую очередь линейное изображение, исполненное одной краской. Это и отличало живопись от графики, в отличие от которой, в живописи пользуются многокрасочной палитрой и разноцветным мазком.

Постепенно это понятие расширилось, в него теперь включались разного рода гравюры — и многоцветной и одноцветной: рисунки черными, литографии и рисунки цветными карандашами. Изобразительные возможности постепенно совершенствовались. С помощью графики стало возможно воспроизводить многое из того, что когда-то могла воспроизводить только живопись: цвет, свет в тени, присущий предметам, воздушную перспективу и воздушную среду и весь ряд свойств окружающей природы, которые были исключены из линейного изображения. К графике также стали относить акварель — живопись на бумаге водяными красками, в которой ведущую роль играл цвет.

Особенности и признаки графики:

Обычно произведения графики, будь то изображение, сделанное непосредственно рукою художника, или воспроизведение рисунка любым видом полиграфической техники, создаются на бумажном листе. В этом один из наиболее существенных признаков графики.

Но далеко не все произведения графики созданы на бумаге. Скажем, портрет русского певца Шаляпина, сделанный Валентином Александровичем Серовым, нарисован углем на холсте, а графические произведения первобытных народов дошли до нас на камнях или на стенах пещер.

Часто про картину или фреску говорят, что они графичны. Что же хотят этим сказать? Обычно, прежде всего, это означает, что в картине или фреске отчетливо проступает рисунок, линия, контур, что в произведении все элементы изображения четко отделены друг от друга.

Очень часто понятие графичности, применяемое к живописи, означает также явное преобладание в ней черного и белого или сочетания белого с серым или с коричневым, то есть цветов, как их называют, «ахроматических», как бы бесцветных (греческое слово «хромос» означает «цвет»).

Таким образом, одним из характерных признаков графики является построение изображения исключительно с помощью рисунка и применения одного — ахроматического, а чаще всего черного цвета в сочетании с белым или же цветным фоном самой бумаги (иногда холста, стены, камня или металла).

И все же эта относительная бедность средств графики в сравнении со средствами живописи лишь кажущаяся. Многообразно варьируя отношение даже одного только черного цвета рисунка к белому фону бумаги то в виде лаконичных контрастов белого и черного, то прибегая к тончайшим и сложнейшим переходам пятен и линий разной интенсивности, художник-график может добиться большой выразительности. Благодаря этому в настоящем высокохудожественном произведении графики мир никогда не будет выглядеть обесцвеченным, как не выглядит он таковым, скажем, в черно-белом фильме. К тому же графика имеет и ряд преимуществ: ее исполнение требует меньшего времени, и потому она может очень быстро отразить волнующие художника чувства и мысли.

Виды графики очень многообразны, гораздо многообразнее, чем виды живописи:

Как и живопись, графика может быть станковой, то есть предназначенной для самостоятельного, независимого от определенного места существования. Название это произошло от названия «станковая живопись». Так называют живопись, которая в отличие, например, от стенных росписей создается на особом станке-мольберте. Станковую картину, как и произведение станковой графики, можно переносить с места на место, повесить на любой стене или же хранить отдельно.

Однако, помимо станковой, существуют многие другие виды графики, связанные с весьма определенным назначением. Такова книжная графика — иллюстрации и оформление книги, затем плакаты, афиши, газетные рисунки, карикатуры и так называемая прикладная графика: марки, этикетки, графическое оформление конвертов и многое, многое другое.

Во всех этих видах графики, отличающихся друг от друга своим назначением, используются и различные техники. Это, прежде всего обыкновенный рисунок — безразлично, наносится ли он карандашом или кистью на бумагу, процарапывается ли на металле или выполняется на камне. Рисунок, будучи механически воспроизведенным любым видом печати, все равно остается в основе своей рисунком.

Но наряду с рисунком существует еще и эстамп, то есть авторское воспроизведение рисунка, специально предназначенного для печати. Сюда относятся различные виды гравюры: на дереве, на металле, на камне, на линолеуме, на стекле, на картоне.
Различные виды графики, как и техника, их исполнения, возникали постепенно в зависимости от потребностей жизни и характера искусства той или иной эпохи.

Графика — древнейшее из изобразительных искусств. Первые изображения — рисунки, нацарапанные на стенах и скалах пещер первобытного человека, орнамент, высеченный на предметах быта, орудиях труда и на оружии эпохи неолита и бронзового века,— все это можно отнести к первым шагам искусства графики.

На ранних ступенях цивилизации графика совместно со скульптурой выступала как бы предшественницей письменности. История сохранила для нас и пергаментные свитки, и каменные плиты с различными изображениями, которые надо было не просто смотреть, а читать как надпись, хотя в отличие от настоящего письма в них о многом следовало лишь догадываться.

Так, например, желая рассказать о том, что царь Нармер покорил всю долину реки Нил и захватил при этом шесть тысяч пленных, египетский художник IV тысячелетия до нашей эры изобразил на плите, высеченной в честь этого события, мифического покровителя египетских царей — бога Гора. Бог Гор был изображен в виде сокола, покоряющего бога реки Нил, а каждый из шести цветков лотоса, как бы растущих из Нила, означал тысячу пленных. Такие изображения-надписи называются пиктограммами.

В течение длительного времени графика существовала лишь в связи с украшением того или иного предмета, главным образом из керамики и металла. Станковой графики как таковой еще не было. Основной областью применения графики были также рукописные книги или свитки, в которых текст дополнялся, пояснялся и украшался рисунками. Связь графики с письменностью, таким образом, сохранялась.

В Китае, например, даже не существовало принципиальной разницы между рисованием и каллиграфией, которая считалась там вполне равноправным искусством. Так, великий китайский художник XVIII века Ван Вей был также и прославленным в свое время каллиграфом, отлично умевшим рисовать сложнейшие иероглифы и красиво располагать их на свитке-книге.

Долгое время единственным видом графики был рисунок, и выполнялся он в одном экземпляре. И лишь в 868 году нашей эры в Китае был открыт способ размножения рисунка, с помощью вырезанного на дереве клише (рисунка-печати). Это был зародыш той гравюры на дереве, или «ксилографии» («ксилос» — по-гречески «дерево»), которая возникла в Европе лишь в первой половине XV века. Появление ее было связано с народными движениями, охватившими многие европейские страны того времени, с первыми крестьянскими революциями.