IronnerГрафический дизайн → Теория колористики: цвет в композиции и свойства цвета

Теория колористики: цвет в композиции и свойства цвета

24 декабря 2011 года

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

По физическому состоянию цвет — составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов: спектрального излучения или «испускания» света, а точнее, прохождения его сквозь прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопределяют образование двух основных видов цветов.

Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, «невещественные», и отражаемые, «вещественные» или красочные цвета. Первые характерны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые — для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии.

Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет. Их физические свойства подробно разобраны в специальной литературе, посвященной световой колориметрии. Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета: желтый, красный и синий. В гармоническом построении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр. Мы подробнее остановимся на композиционно-художественных свойствах именно этих цветов.

Прежде всего отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета

К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее — черный, а серые оттенки (средне-серые, светлые и темные) располагаются в промежутке между ними.

При таком построении четко определяются отношения между основными и дополнительными или смежными ахроматическими цветами. Более тонкая градация черно-белых цветов позволяет построить полный ахроматический круг, в котором оттенки черного и белого цвета плавно переходят друг в друга.

Хроматические цвета

К хроматическим цветам относятся чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света, проходящего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в порядке, соответствующем их физическому расположению в спектральном ряде (как, например, в радуге).


При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом порядке образуют так называемый полный цветовой круг.

Свойства цвета

Важное композиционное свойство хроматического, как и ахроматического, цвета — светлота. Она означает степень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния — собственно белый и черный цвета.

Другое основное свойство цвета — насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету. Чем «чище», заметнее хроматический цвет на фоне серого, тем он насыщеннее. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщенности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая, сдержанная, спокойная.

Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по светлоте и насыщенности выражается понятием цветовой контрастности.

Яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхности, освещенной лучами от сильного источника света.

Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции определяется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит).

Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов.

Теоретически она решается путем гармонического построения так называемого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах — кубе, цилиндре, двухвершинном конусе («юле») или шаре.

Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности.

В отношении площадей цветовых полей (или пятен) обнаруживается следующая закономерность: чем тон светлее, тем его площадь по сравнению с темным тоном выглядит больше. При учете этой закономерности обеспечивается зрительная равновеликость разных по светлоте цветовых полей, включаемых в композицию.

Здесь, видимо, действует закон зрительного удаления и соответственно уменьшения темных цветных полей и приближения (увеличения) светлых. Для создания равномерно заполненной плоскости в ахроматической композиции при максимальном размере черных пятен минимальная площадь отводится белым пятнам.

Как можно заметить, отношения цветов по занимаемой площади напрямую связаны с их отношениями по зрительной удаленности. Наибольшую такую удаленность имеет черный цвет, наименьшую — белый цвет. Изменяя светлоту и площадь цветовых пятен, можно добиться зрительного сохранения или разрушения графической плоскости. Однако следует учитывать, что при крайне большой цветовой площади эффект его удаленности имеет обратную силу: светлая площадь зрительно раздвигает пространство, темная — сдвигает, зрительно подавляя человека.

Можно выделить также различие цветов по той же зрительной теплоте, легкости и мягкости. (Эти свойства цвета определяются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущениями разных по цвету природных материалов и форм, например льда, снега, воды, зелени, песка, солнца, огня и т. д.).


Чрезвычайно важен для построения цветовой графической композиции учет такого художественного свойства цвета, как активность. Определяется она разной степенью чисто зрительного его воздействия на человека. По такому воздействию различают более активные цвета — ярко-красно-оранжевые и менее активные — фиолетово-синие. Нейтральными по воздействию считаются желто-зеленые оттенки.

В колористике выделяется и такое важное композиционнохудожественное свойство цвета, как его эмоциональное воздействие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления. Данные, приведенные в учебниках по цвету, представляют следующий, довольно развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека:

Цвет / Вызываемые чувства

Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции.

Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций.

По теме цвета:
#Цветоведение: психология и восприятие цвета
#Шрифт и цвет: роль цвета в типографике
#Цвет: основы цветового качества
#О цветовых решениях для web
#Цвет: цветовые модели CMYK и Lab
#Цвет: цветовые модели RGB и CMY
#Мысли: цветовые пространства и печать
#Рисунок: цвет и его правильное использование
#Цвет: изменчивость, влияние света на цвет
#Колористика: теория, культура и психология цвета