IronnerГрафический дизайн → Шрифт и цвет: роль цвета в типографике

Шрифт и цвет: роль цвета в типографике

13 декабря 2011 года

Цвет тесно взаимосвязан как с композицией в целом, так и с главными ее элементами — шрифтом и изобразительным материалом.

Первым цветом отпечатка букв был черный со всевозможными тонами серого и бурого, получившимися благодаря применению разных штрихов в буквах, многочисленным разрядкам и отбивкам. Позже для выделения отдельных глав, буквиц, параграфов стали применять алый цвет. Так, благодаря натуральным красителям, красный и черный стали основными цветами шрифта. Когда нет ограничения в подборе пигмента, стал использоваться практически весь спектр, доступный человеческому глазу. В композиции цвет помогает отметить ту или иную ее часть. При помощи цвета возможно, к примеру, контрастно выделить заголовок или кое-какие части изображения, на, которые читатель обязан обратить особое внимание.

Подбор какого-либо цветового решения обязан быть в обязательном порядке согласован со спецификой этого издания: то, что неплохо, к примеру, в плакате, рассчитанном на немалое дистанционное восприятие, выглядит грубо и неуклюже в художественной открытке малого формата, воспринимаемой в максимальной степени на расстоянии вытянутой руки. Более того, не нужно забывать о том, что отдельные цвета в силу традиционных представлений имеют символический характер.

Цвет в оформлении печатных изданий не обязан превращаться в самоцель, в стремление ввести в композицию как возможно более красок и их тонов. Он обязан быть средством раскрытия основной идеи произведения. Если в живописи с помощью богатого сочетания цветов делают прекрасные живописные произведения, в графике применяют меньшее число красок, применяя для создания целостных, законченных композиций главные полиграфические средства — линию, пятно, тон. При создании колоритной графической работы определенную роль играет пространственное отношение цветов.

Проведем обычный опыт: расположим 2 одинаковых по размеру квадрата в одной плоскости, 1 — ярко алый, а другой — голубой. Глаз воспринимает обе поверхности как бы лежащими в различных плоскостях — алый квадрат выступает вперед, а голубой отодвигается назад. Впечатление приближающегося и удаляющегося цветов находится в зависимости от их параметров — тона, насыщенности, конфигурации и контрастности пятна по отношению к фону. Если умело применять данный оптический эффект, возможно в плоскостном изображении сделать впечатление глубины пространства.

Чаще всего используемые цвета в классической печати — черный и белый, которые различаются интересной особенностью — находиться в согласовании практически со всеми другими цветами.
Белый и черный цвета как бы противоположны: черный цвет делает разные цвета темнее, а белый — светлее, однако при этом, поставленные меж контрастными цветами или примешанные к ним, они сглаживают отличия между этими цветами.
Черный обладает богатейшей палитрой тонов. Черный и белый цвета характеризуются крупным зрительным воздействием, потому применение их просит хорошего художественного вкуса.

Чёрный, белый, серый цвета возможно увидеть в графических работах в роли фона. Чаще всего применяемым фоном является белый цвет — естественный цвет бумаги. Последнее время возникло немало печатных произведений (в особенности в рекламе), где в роли фона применяют черный и иные цвета, позволяющие резко выделять разные фрагменты композиции.

Сероватый фон бывает необходим тогда, когда нет уверенности в том, что правильно найдены цветовые гармонические сочетания в композиции. Тогда преобладающий цвет как бы нейтрализует цветовые пятна. Т.к. влияние фона на цвета композиции довольно значительно, выбор цветных фонов просит серьезного внимания.

Цвет фона обязан быть подчинен основному замыслу произведения. Если стоит сделать напряженную, динамичную композицию, стоит подобрать контрастные цвета фона и основного элемента (к примеру, шрифта), и напротив — в спокойной, уравновешенной композиции цвет фона и цвет основного элемента могут быть одинаковыми, однако различными по насыщенности.

Цветовая характеристика красок изменяется от введения в них черной и белой красок, темная делает цвета более теплыми. Хотя если тщательно приглядеться к черному цвету, то возможно заметить, что он не бывает совершенно черным — он несколько теплый или холодный. Это находится в зависимости от преобладания в нем какой-нибудь холодной или теплой краски.

Белый цвет создает краски более холодными. К примеру, расположенные на белом листе бумаги синие и сиреневые цвета выглядят еще более холодными, однако стоит окружить их черным цветом, как они станут теплее.
Иногда нужно сделать огромный цветовой контраст между фоном и главным элементом композиции. Нужно учитывать, что контур и форма элемента тем лучше видны, чем более разница его цвета с цветом фона. В иных ситуациях необходимо усилить главную часть композиции по насыщенности цвета, и если данного не выполнить, то очертания этой части композиции будут сливаться с фоном.

К примеру, алый квадрат, помещенный на подобном же по насыщенности желтом фоне, создает границы между ними неясными, расплывчатыми. Если выполнить алый квадрат темнее, контрастность его по отношению к фону резко вырастет.